Причальные перспективы. Речные перевозчики в Петербурге прогнозируют уменьшение числа пассажиров летом 2018 года

Речные перевозчики пассажиров прогнозируют снижение пассажиропотока этим летом из–за ограничений, связанных с чемпионатом мира и недостатком инфраструктуры.

В навигацию 2017 года на реках и каналах Петербурга работали 20 судоходных компаний, которые обслуживали 76 маршрутов, 12 из которых были регулярными. Скорее всего, состав игроков рынка в навигацию 2018 года серьезно не изменится, отмечают в комитете по транспорту. При этом в ведомстве рассчитывают на работу с новыми судоходными компаниями или судовладельцами, учитывая, что в этом году многие индивидуальные предприниматели получили лицензии на речные пассажирские перевозки.

Место занято

В 2017 году на водных путях Петербурга работало 16 причалов, в этом планируется довести их число до 18, добавив объекты у Конюшенного ведомства на Мойке и у Университета путей сообщения на Фонтанке. Но этого все равно недостаточно для развития маршрутной сети, сетует генеральный директор ГК "Астра Марин" Андрей Кузнецов.
"Все спуски к набережным заняты теми или иными арендаторами, а городские причалы развиваются очень странно. Мы построили несколько новых судов, которые нравятся и турфирмам, и туристам, но мы не можем строить больше, так как нам некуда швартоваться", — говорит Кузнецов. Недостаток инфраструктуры мешает работать действующим игрока и препятствует выходу на рынок новых компаний. Потенциал развития, считает Андрей Кузнецов, есть только у перевозчиков, которые располагают достаточным количеством причалов.
Так, компания "Аква Экскурс" является крупнейшим арендатором причалов в городе, у нее их около 30, и за счет этого есть возможность развиваться, добавил он. У самой "Астра Марин" арендован один причал, в этом году она планирует осуществлять перевозки примерно по 10 маршрутам. В навигацию 2017 года перевозчик обслужил около 500 тыс. пассажиров, в этом году ждет роста, в том числе и за счет ЧМ–2018.
Но есть и обратная сторона медали — во время мундиаля ожидаются большие ограничения по движению, которые могут отрицательно сказаться на динамике пассажиропотока. "Мы уже перестаем планировать и строить долгосрочные планы, но если видим потенциал, то запускаем тот или иной рейс. Надо всегда придумывать что–то новое для рынка", — говорит Андрей Кузнецов.
Глава судоходной компании "Драйвер" Дмитрий Беленовский считает, что увеличения пассажиропотока ждать не стоит, а в связи с ЧМ–2018 года возможно как раз сокращение маршрутов. "По опыту других крупных ледовых и хоккейных турниров, приток спортивных болельщиков не сказывается на пассажирообороте водных перевозок. У болельщиков свои интересы и хобби, не связанные с культурными объектами Петербурга", — уточняет он. По оценке эксперта, в прошлом году по рекам и каналам города было перевезено около 3 млн пассажиров.

Замороженный терминал

Централизованного современного терминала для обслуживания судов, перевозящих пассажиров по рекам и каналам, в центральной части Петербурга до сих пор нет. Такой проект собиралось реализовать ЗАО "Речной порт "Морской фасад", подконтрольное ЗАО "Терра Нова" (до недавнего времени входило в холдинг First Quantum Виталия Южилина).
Компания намеревалась построить "Комплекс речных линий" на намывной территории Василеостровского района. Цель — создание коммерчески эффективной системы речных перевозок, связывающей Речной порт с основными достопримечательностями Петербурга и обеспечивающей качественное экскурсионное обслуживание туристов.
Предполагалось, что Речной порт будет обслуживать до 50% туристов круизных и паромных лайнеров, прибывающих в порт "Морской фасад". Предполагалась организация перевозок пассажиров в Эрмитаж, Петродворец и по другим направлениям.
Пока построен только один причал Речного порта, который до сих пор не сдан в эксплуатацию. "Из–за недостатка финансирования и должной поддержки проект пока заморожен", — констатируют в комитете по транспорту.

Ненужные аквабусы

В недавнем прошлом в Петербурге делались попытки запустить водный общественный транспорт — аквабусы, однако проект не прижился.
"Когда аквабусы только начали функционировать, предполагалось, что субсидия на эти перевозки будет необходима несколько первых лет. Но по итогам трех навигаций три из четырех перевозчиков отказались от контрактов из–за отрицательных финрезультатов, а проведенный анализ выявил недостаточный социальный эффект, выразившийся в низком спросе и, как следствие, высоком уровне субсидии на перевозку в расчете на одного пассажира", — объясняют причины провала проекта в комитете по транспорту.
Альтернативу транспортный блок Смольного видит в создании развитой водной инфраструктуры общего пользования для швартовок в наиболее популярных местах и вблизи историко–культурных объектов. Среди других инструментов развития перевозок по рекам и каналам в ведомстве называют онлайн–систему бронирования и оплаты подходов, которая позволяет судовладельцам автоматически бронировать подходы и беспрепятственно осуществлять свою деятельность.
Таким образом, говорят в комитете, осуществляется переход от субсидированных городских маршрутов водного транспорта к несубсидируемым экскурсионно–прогулочным маршрутам, имеющим транспортную составляющую, то есть включающим несколько остановок, на которых можно выйти, посетить музей, театр и дальше продолжить свой маршрут по воде. "В 2014 году таких маршрутов было два, в 2015 году уже пять, в 2016–2017 годах — шесть, пассажиропоток на них превысил 100 тыс. человек", — говорят в комитете.
Эта схема не означает, что город раз и навсегда отказался от поддержки водного транспорта, уточняют в ведомстве: при выявлении острой необходимости в маршруте водного транспорта, который будет востребован теми, кто ездит, например, на работу и на учебу, Смольный обещает вернуться к вопросу организации нового городского водного маршрута.
Если такая инфраструктура будет создана (с Речным вокзалом. — Ред.), то она может притянуть бизнес. Речной порт ведь предполагает прием не только речных трамвайчиков, но и судов для речных круизов, то есть теплоходов с каютами. Насколько он будет конкурентоспособен по сравнению с другими местами швартовки — это уже вопросы к участникам рынка. Если будет выгоднее ходить с Лебяжьей канавки, то кто из бизнеса будет работать на Васильевском острове? Если же будут конкурентные условия и преференции, все можно организовать, но все зависит от цены.
Сергей Котенев
генеральный директор Moby SPL
Проект речного вокзала должен быть либо предметом ГЧП, либо полностью государственным. Конечно, необходимо организовать причал для речников на "Морском фасаде", потому что все достопримечательности находятся в пешеходной доступности от рек и каналов. Можно было бы решить проблему пробок, в которые попадают автобусы с круизными пассажирами. Но все причалы, которые находятся на реках и каналах, сданы в аренду, и к ним привязаны суда арендаторов. Необходим равный доступ к причалам для всех судов.
Игорь Рюриков
президент Ассоциации участников круизного рынка