Кто заплатит за пособие по безработице

   

Весна — время перемен. И наш Минтруд, готовясь к сезону отпусков, предлагает новые, в своем духе, революционные инициативы. Теперь дело дошло до пособия по безработице. Сейчас размер "социальной поддержки ищущих работу граждан" варьируется от 850 до 4900 рублей в месяц в зависимости от последней заработной платы неработающего. Введя новый закон в действие уже фактически через полгода (в 2019 году), министерство намерено изменить не только сумму выплаты, но и схему и условия ее получения, впрочем, как и "контингент" (получателей пособий, по версии авторов). Все беспокойства наших чиновников и народных избранников о вверенном им контингенте возникают из данных Росстата. И дело не только в том, как эти данные собираются (а именно: ежемесячным заполнением огромных несуразных таблиц с забористой терминологией и драконовскими штрафами на должностных и юридических лиц за несдачу), но и в том, как эти цифры потом складываются, — а тут сплошные вопросы без ответов.
Пособие поражает своим размером. И, наверное, нужно пересмотреть и саму сумму, и механизм ее индексации. Вопрос в том, как это будет реализовано и как будет соблюден баланс справедливости (помощи человеку в трудной ситуации) и рациональности (мотивации на поиск работы). Наблюдая текущую работу министерства, безусловно, возникают сомнения. Служба занятости при довольно большой инфраструктуре работает, вежливо говоря, не очень эффективно. Если, по оценке МОТ, в начале года в России было около 4 млн безработных, то в службе занятости их было зарегистрировано в 4 раза меньше. Понятно почему: предоставление финансовой и реальной поддержки в поиске работы там под большим вопросом. Есть программы переподготовки, эффективность и результативность которых при постоянных финансовых вливаниях неочевидна. Вакансии в базе данных службы не самые привлекательные, поскольку работодатели также редко обращаются — неэффективно и много бюрократии. Плюс мероприятия, например, семинар для безработных граждан предпенсионного возраста "Путь к стабильности" с участием представителей ПФР за счет бюджета с неясной результативностью. Возможно, нужно начать менять что–то в самой организации. И не обязательно по моде последнего времени стремительно: пишем на коленке закон, чтобы через полгода "уже все было".
Есть и еще один вопрос, который всегда встает в связи с нашими объектами законотворчества (лексика Госдумы). Очевидно, что данный законопроект повлечет увеличение расходов. Принимая во внимание безрадостное положение бюджета, видимо, за новые инициативы и социальные обязательства придется опять платить бизнесу, который из последних сил еще не ушел в тень.