Интернет-торговля не оправдала ожиданий — растет медленно

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Объем российского рынка интернет-торговли в 2017 году вырос только на 13%, до 1,04 трлн рублей, вместо ожидаемых 22%.

Объем российского рынка интернет-торговли в прошлом году составил 1,04 трлн рублей, это на 13% больше, чем в 2016 году, подсчитали специалисты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Темпы роста снизились: в 2016 году рынок рос на 21%. В АКИТ подчеркивают, что ожидали роста объема рынка на 22% в 2017 году. Динамика в сегменте трансграничных покупок была выше: прирост составил 24% в 2017 году в денежном выражении, но здесь тоже есть замедление роста. В 2016 году сегмент увеличился на 37%.
Замедление произошло из-за общего спада покупательной способности граждан, считают в АКИТ.

Завидные темпы роста

Между тем лидеры интернет-торговли росли быстрее рынка. Например, "М.Видео" нарастил продажи в Интернете на 41,3%, до 36,7 млрд рублей, Wildberries — на 40%, до 63,8 млрд рублей, "Ситилинк" — на 40%, до 42 млрд рублей. На этом фоне дела компании "Юлмарт", которая переживает конфликт акционеров, идут куда хуже: по сравнению с 2016 годом оборот компании упал на 40%, до 29,5 млрд рублей.
В свою очередь, зафиксированы повышенные темпы роста у товаров для дома, автозапчастей, косметики и парфюмерии. О росте спроса на расходные материалы для автомобилей говорят и в петербургской компании по продаже автозапчастей LAF24. Оборот компании в прошлом году вырос в 2 раза (в том числе за счет расширения розничной сети — без учета этого продажи выросли на 35%).
Темпы роста ниже среднего значения показали категории спорттоваров, контента на физических носителях, отмечают в АКИТ.
Динамика российского рынка интернет-торговли
Источник: данные АКИТ

Основной конкурент за рубежом

Количество международных почтовых отправлений с товарным вложением из зарубежных интернет-магазинов составило 380 млн, больше половины из них — 67% — доставила Почта России. Годом ранее доставкой Почты России воспользовались 62% интернет-покупателей. Таким образом, через Почту России прошло 284 млн штук посылок с товарными вложениями из-за рубежа, это на 26% больше, чем в 2016 году.
Подавляющее число посылок приходит из Китая — 91%, еще 2% от общего числа отправлений — это посылки из США, доля Евросоюза — 3%. В денежном выражении ситуация немного отличается: доля Китая составляет 53%, Евросоюза — 22%, США — 12%, подсчитали в АКИТ.
По мнению экспертов, средний чек находится на уровне около 3,3 тыс. рублей, по сравнению с 2016 годом средний чек в рублевом выражении практически не изменился, а в евро несколько вырос за счет укрепления курса рубля в 2017 году.
Что покупают россияне в зарубежных онлайн-магазинах
Источник: данные АКИТ и Admitad
Драйверы роста рынка трансграничных покупок сейчас, по мнению АКИТ, — это Pandao, Joom, Wish и другие динамичные игроки, которые выходят на российский рынок. Михаил Славинский, гендиректор "Ситилинка", отмечал, что 2017 год был непростым для всего рынка бытовой техники и электроники из-за перераспределения сил на конкурентном поле и пристального внимания "больших денег" к e-commerce наравне с громкими заявлениями наших иностранных коллег по освоению российского рынка. В то же время впервые за несколько лет оживился потребительский спрос.
Как ожидает АКИТ, в ближайшие 3-4 года объем рынка интернет-торговли вырастет на 650-700 млрд рублей. Структура товарных групп в общем объеме рынка заметно меняться на будет.