Будет ли разгосударствление РЖД

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, который предлагает допустить частных операторов на рынок железнодорожных пассажирских перевозок. Документ опубликован на сайте парламента.

Михаил Алтынов, директор по инвестициям ИК "Питер Траст":
При чтении некоторых российских новостей иногда возникает так называемый когнитивный диссонанс: то, что видишь, не совпадает с тем, что говорят. Именно это чувство, наверняка возникнет у наблюдателей при знакомстве с новостью о якобы разрушении монополии РЖД, допуске частных операторов на рынок пассажирских перевозок. Вся история экономики России последних примерно 15 лет – это история наступления государства во всех сферах жизни и экономики, история национализации, а не наоборот, приватизации.
Сегодня, по осторожным оценкам, до 70% этой самой экономики напрямую или опосредованно связано с государством. Означает ли данная новость, что тенденция начинает меняться, и конкурентные, а не монополистические начала возвращаются? Нам представляется, что строить далеко идущие выводы очень рано, мягко говоря. Много раз за последние годы мы были свидетелями того, что слова легко расходятся с делами.
Разговоры о важности рынка и конкуренции легко соседствуют с тенденцией к монополизации и огосударствлению в банковской и нефтегазовой сфере, факты, как говорится, всем известны и – на поверхности. Или бизнес авиационных перевозок, бодро лишающийся заметных частных игроков («Трансаэро»), наконец, последняя суперсделка по покупке крупнейшим госбанком крупнейшей же розничной сети (ВТБ и «Магнит»). Судите по делам, сказано в одной умной книге. А дела как шли, так и идут в одном направлении – в направлении монополизации и госвмешательства. Станет ли случай с РЖД переломным, пойдет ли дело дальше разговоров? Посмотрим.