15:3003 апреля 201815:30
815просмотров
15:3003 апреля 2018
Иван Пупышев, магистрант экономического факультета СПбГУ:
3 апреля 2018 года стриминговый сервис музыки Spotify поселится на NYSE. Иными словами, одноименная шведская компания проведет публичную продажу акций. Раз Saudi Aramco в этом году не спешит на биржи, Spotify — без сомнения, главное размещение года. Вместе с этим нас ждет не совсем классическое IPO — компания приняла решение прямого листинга (Direct Public Offering). Более того, Spotify пока не начал приносить прибыль, что тоже не критично — классическая ситуация для IT-проектов. Жалеете, что вовремя не завладели Amazon, Apple или Facebook? Тогда самое время обратить внимание на Spotify — там есть за что зацепиться.
Прежде всего, отделим DPO от IPO. Концептуально процессы не отличаются — это продажа ценных бумаг, в нашем случае долей компании, на биржевом рынке. Только в отличие от IPO в DPO компания минует промежуточные инстанции, такие как инвестиционные банки, брокер-дилеры и андеррайтеры. Само собой, может присутствовать брокер-консультант, но публичное размещение регулируется самостоятельно. Положительные стороны подхода заключаются в свободном порядке установки цены, минимального вложения, периода размещения, а также в отсутствии комиссий и координации от обслуживающего института. Негатив проявляется в потенциальных рисках волатильности и ликвидности — первое время, когда спрос и предложение могут оказаться в несопоставимых объемах, некому будет поддержать курс акций. DPO чаще ассоциирован с небольшими бизнесами без огромных ресурсов для масштабного листинга, но имеющих постоянную базу клиентов. Случай ли это Spotify? Скорее да, чем нет.
Перечисленные плюсы — это всего лишь верхушка айсберга для Spotify. Во-первых, компания потратит около $30 млн вместо $50-100 млн, необходимых для полноценного IPO, во-вторых, процесс DPO подразумевает продажу уже имеющихся акций, а не выпуска новых — с учетом того, что два основных владельца имеют 24% и 13% акций против 7,5% у третьего крупнейшего акционера, это смотрится логично, ведь при IPO необходимо ждать 90-180 дней для допуска к продаже собственных долей. Таким образом, можно будет реализовать акции за хорошую цену в преддверии волатильности. Во-третьих, кредит Spotify подразумевает повышение ставки на 1% каждый месяц, пока компания не станет публичной — упрощенный процесс осуществления DPO позволил быстрее выйти на рынок. В-третьих, эхо неудачного IPO-сервиса Snapchat все еще ходит по корпоративным кулуарам, поэтому и здесь выбор понятен.
Последняя причина, возможно, и стала решающей. IPO от Snap ожидалось грандиозным — были привлечены ведущие андеррайтеры и вложены немалые средства. Но все изначально пошло не по плану: несмотря на то что в период предварительной торговли институциональные инвесторы предложили за акции в разы больше, чем были заявлены цены, андеррайтеры начали продавать по нижней планке — 17$. В итоге вместо потенциальных $3 млрд и более Snap привлек $1,16 млрд. Более того, когда акции дошли до промежуточного пика, крупные инвесторы, пенсионные и хедж-фонды сбросили ценные бумаги в огромном количестве, тем самым обвалив стоимость. Купившие их фонды второго эшелона особо не выиграли — данная распродажа обеспечила просадку по позициям, занятыми ими на первой волне. В долгосрочной перспективе показатели тоже не выровнялись — вскоре эти самые андеррайтеры, среди которых Morgan Stanley, понизили перспективы компании на рынке, тем самым спугнув новых покупателей.
Очевидно, что Spotify хочет избежать ошибок "Снэпа", но разумно ли лезть в джунгли без проводника? При классическом IPO андеррайтеры в течение 6-18 месяцев поддерживают коридор курса акций, который, к слову, у шведов на внутренних торгах был не маленький — от $60 до 130 за последние 9 месяцев. К тому же неизвестно, сколько получится продать акций в принципе, ведь масштабными предварительными продажами, как в случае с IPO, заниматься некому. Если следовать из опыта PayPal и Twitter, критически важно начать снижать убытки: первый начал генерировать чистую прибыль в первый же год торговли, что благоприятно сказалось на перспективах — после периода стабильного затишья акции постоянно растут; второй пока в плюс не выходил, и после резкого спроса в начале пути, вскоре пошел на снижение. Котировки Apple и Amazon не показательны — слишком долго в обороте, да и другого плана компании, а вот Netflix возможно: стриминговый сервис, деятельность которого также зависит от сетевого эффекта. К слову, убытков у него нет, и аудитория перманентно расширяется.
Впрочем, популярному музыкальному сервису не грозит судьба Snap, у которого в момент выхода на рынок выручка оставляла $0,41 млрд, а чистый убыток — $0,51 млрд, и дальнейшее соотношение лишь ухудшалось, достигнув на сегодняшний день $0,81 млрд и $3 млрд соответственно. А Twitter — банально меньше и генерирует сегодня лишь $2 млрд. У "Спотифай" за последние 3 года выручка увеличилась с $2,15 млрд до $5,05 млрд, но и убыток в 2017 году составил серьезные $1,53 млрд против $601 млн в 2016 году и $258 млн в 2015 году. Впрочем, выручка растет быстрее убытков (в среднем 53% против 41%), что является хорошим показателем. И руководство обещает если не в этом, то в следующем году выйти в плюс. При этом компания уже является абсолютным лидером отрасли с 73 млн подписчиков на данный момент, когда у ближайшего конкурента Apple Music их 38 млн. Прогноз на конец года — более 90 млн пользователей, поэтому либо она станет гигантом, либо ее (то есть ее базу клиентов) рано или поздно купит какой-нибудь Facebook.
$200-225 — таким видят стартовый диапазон цен консультирующие брокеры, а всего будет выпущено 184 млн акций с прицелом на $37-41 млрд капитализации, что гораздо выше изначальных расчетов в $19 млрд. В итоге перспективы следующие. Если вы — осторожный инвестор, тогда, ввиду ожидающейся волатильности, можно подождать один или пару торговых дней и занять позицию по ситуации. А если вы просто ищете долгосрочные инвестиции, можно взять в первых рядах и годик не заглядывать на счет — когда откроете, Spotify не должен разочаровать.