Консульство, которое мы потеряли. Экономист Дмитрий Травин о месте диппредставительства США в культурной и научной жизни Петербурга  

  

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, экономист:
Как-то раз в Чикаго я решил отыскать одну знаменитую постройку Фрэнка Ллойда Райта, затерянную где-то далеко от центра города. Вышел из отеля, заглянул в соседний Barnes @ Noble, взял с полки путеводитель, купил у стойки чашечку кофе с пирожным (в России, кстати, тогда еще не было книжных магазинов, где можно не покупать, а читать томик, попивая кофеек и закусывая), после чего наметил себе маршрут по карте города, не представляя, куда эта схема меня заведет.
Впрочем, даже выйдя из метро, я не совсем еще представлял общую картину. Хотя убогость района поразила сразу. Идя в нужном направлении минут пять-семь и размышляя об искусстве, я вдруг почувствовал какое-то беспокойство. Что-то вокруг складывалось не так. Прозрение пришло быстро. На улицах не было ни одного пешехода со светлым цветом кожи. И встречные прохожие, завидя меня, начинали шушукаться да посмеиваться. Было странно и слегка беспокойно. Но я же не мистер Твистер. Какие проблемы? Только вперед.
Представление о направлении движения пришлось все же переменить, когда из соседнего дома на улицу вышла пожилая негритянка и тут же рядышком на загаженном пустыре присела у стенки, чтоб справить нужду. Я в этот миг как раз проходил мимо. Милая дама улыбнулась и помахала рукой. Одной рукой, понятно, поскольку второй придерживала спущенные штаны. Не то чтобы это меня испугало, но вычитанные из стихотворений Маршака представления о братстве рас и народов слегка в голове поколебались. Я развернулся и по соседней улице (естественно, названной в честь Мартина Лютера Кинга) отправился назад к станции. Так и не увидев шедевра архитектуры.
Но сколько всего остального видел я тогда в Америке! Наряду с этим грязным негритянским районом я видел сгрудившиеся в центре Чикаго небоскребы, видел прекрасную набережную озера Мичиган, видел, как живет средняя американская семья, видел музеи страны с настоящими художественными шедеврами, видел Бродвей, видел скалистые горы Юты и мангровые заросли Флориды.
А еще я был в Вашингтоне, и поскольку отель находился в самом центре города, то моя утренняя пробежка вела прямо к Белому дому. Напротив которого в ранний час как раз просыпались бомжи, собирали картонки, служившие им постелью, и шли к ближайшему автомату по продаже кофе, чтоб бросить монетку и согреться напитком.
Придался я этим ностальгическим воспоминаниям именно сегодня, поскольку как раз сейчас в центре Санкт-Петербурга по приказу российских властей ликвидируют Генконсульство США. А надо сказать, что та ознакомительная поездка по Америке, в которую мне довелось попасть вместе с рядом питерских журналистов, была организована в свое время именно консульством. На деньги американских налогоплательщиков нас отправили пару недель поездить по крупным городам США, где дали полную свободу. Водили по газетам и журналам, но не пичкали никакой пропагандой. А в свободное время, которого было много, каждый, кто не ленился, кто готов был бродить по улицам, а не по кабакам, мог изучать реальную Америку со всеми ее контрастами: от Белого дома и небоскребов до бомжей и негров. Никогда за собственные деньги, за скромные журналистские гонорары мне не удалось бы так хорошо поездить по большой заокеанской стране и так расширить свой кругозор.
Идиоты полагают, что американцы за свои денежки и печеньки то ли пропаганду нам втюхивали, то ли прямо нанимали для работы на Госдеп. На самом деле в таких путешествиях я по-настоящему узнавал страну, разбираясь как в причинах ее успехов, так и в тех сторонах жизни, которыми гордиться трудно. Интересно, что вторая поездка в США, которая была организована через консульство, состоялась осенью 2003 года, то есть уже после того, как я написал ряд статей с критикой американской войны в Ираке. Дипломаты следили за прессой и знали мою позицию, но никаких препятствий для поездки не возникло. Никто не промывал мне мозги и не болтал о необходимости устранять Саддама. Зато хозяева показывали, как работает американская экономика: от Диснейуорлда, где можно было самим повеселиться, до мусороперерабатывающего завода, где мой костюм пропах всякой дрянью.
Недавно один финский профессор, прочитавший мою книгу о современном западном мире, сказал, что, наверное, я долго жил в Америке и изучал эту страну. Увы, США я знаю по трем не очень длинным поездкам, а без поддержки консульства была бы лишь одна. И знаний моих было б намного меньше.
Хорошее консульство работало в Петербурге. Большинству населения, понятно, плевать на его закрытие, но в моем образовании те две американские программы, что организовывались с его помощью, сыграли огромную роль. И люди там работали умные. Стремящиеся понять Россию и помочь сблизиться нашим странам. Увы, эти их труды потерпели крах. Но у меня в памяти навсегда останутся беседы за чашкой кофе с американскими интеллектуалами, работавшими на Гродненском и на Фурштатской. Может, вернется консульство США в Санкт-Петербург рано или поздно? Ведь всякой дурости должен когда-то настать предел.
Впервые: https://www.facebook.com/dtravin61