В головах россиян наступает мусорный коллапс

   

Александр Сологуб, редактор:
Сегодня тема мусора обострилась как никогда, только ленивый не говорит о необходимости реформирования отрасли, под которым большинство граждан понимает введение раздельного сбора мусора в России, как это устроено в Европе. И никто не задумывается о том, что при существующей логистике (движение отходов от мусорного ведра на полигон) раздельный сбор мусора — затея совершенно бессмысленная. Она выгодна только тем компаниям, которые выигрывают конкурсы региональных властей на организацию раздельного сбора отходов и ежегодно зарабатывают на этих бессмысленных проектах сотни миллионов рублей. Но эксперименты с раздельным сбором пока не увенчались успехом даже в рамках небольшого населенного пункта, не говоря уже о таком мегаполисе, как Петербург.
Было время, когда в некоторых районах города устанавливали разноцветные баки для приема разных видов мусора: бумага, стекло и т. п. Сам этот факт вызывал удивление. Допустим даже, что граждане будут раскладывать отходы по разным пакетам и выбрасывать их в соответствующий бак. Но неужели авторы идеи о селективном сборе действительно верят в то, что мусор, разложенный в разные баки, чудесным образом в раздельном виде попадет на переработку? Конечно, этого не происходит, все баки опорожняются в один мусоровоз, где отходы смешиваются и уплотняются.
Чтобы обеспечить селективный вывоз мусора, за каждым баком с разными видами отходов на контейнерную площадку около жилых и нежилых зданий должны будут приезжать разные машины, а не одна, как сейчас. Спецтранспорту, который возит отходы, это только на руку, но вот остальных горожан вряд ли порадует такая перспектива хотя бы из–за резко возросших транспортных расходов.
Смешанный мусор едет на сортировку. Там из него извлекают все ценное, что можно продать в переработку: стекло, пластик, черные, цветные металлы, бумагу. Отходы, которые невозможно переработать, утилизируются на специальных полигонах.
Однако некоторые нечистые на руку бизнесмены предпочитают экономить и везут мусор не на санкционированные свалки, которым надо платить за захоронение, а просто в лес. Или на стройплощадки, где мусор используется для уплотнения грунта. Все это, конечно, незаконно, но по ряду причин (возможно, не без участия чиновников из различных органов власти) такой способ утилизации приносит высокие дивиденды не только владельцам бизнеса, но и их кураторам–чиновникам.
Большая часть ценного вторсырья извлекается еще на стадии сбора мусора. Поэтому на сортировку попадают, как правило, обедненные твердые бытовые отходы, значительная часть которых не поддается переработке, и они отправляются прямиком на полигоны.
Мусорная отрасль с годовым оборотом сотни миллиардов рублей нуждается сегодня не в организации раздельного сбора мусора, а в противодействии коррупции и в установлении жесткого контроля за утилизацией мусора. Например, для начала неплохо было бы сделать так, чтобы утилизатор отходов заключал договоры с образователями отходов, получал средства от них, а затем оплачивал услуги перевозчиков и выдавал перевозчикам и образователям мусора справку об утилизации.