Не десять идей, а три. Но какие!

 

Сергей Калинчук, директор петербургского офиса SPN Communications:
В кадровых вопросах лично я исхожу из известного принципа Парето — 20% людей делают 80% работы. Эти 20% сотрудников являются ключевыми драйверами, инициаторами, двигателями бизнеса, занимают активную позицию в компании и выполняют 80% работы в ней, а остальные 80% коллег делают лишь 20% работы, в основном технического характера. Обе группы представляют колоссальную значимость для бизнеса, просто у них разные функции. Важно понимать, что без 80% сотрудников–исполнителей функционирование компании невозможно, ведь в таком случае 20% инициаторов не смогут выполнять свою роль, погрязнут в рутине и текучке.
С этой точки зрения, чтобы вырастить инициативных подчиненных, для начала их нужно выделить из общей группы. Речь идет о выявлении личных качеств человека. Откуда они берутся — формируются ли вследствие воспитания или присущи от рождения — я не знаю, но уверен в том, что такое качество, как инициативность, возникает до того, как человек начинает жить самостоятельной жизнью.
Человек приходит к совершеннолетию и к профессиональному статусу либо с наличием, либо с отсутствием этого качества. В данном случае моя задача как руководителя не сформировать, а выявить потенциал сотрудника и не дать ему умереть.
Главная задача, решаемая в процессе взращивания инициативных сотрудников, заключается в повышении эффективности их креативного мышления. Допустим, на мозговом штурме человек предлагает 10 идей, только три из которых реализуемы, эффективны и подходят для целей проекта. Моя задача сделать так, чтобы через год он выдвинул не 10, а три предложения и каждое из них было бы стоящим. Это не значит, что я задавил его инициативу и он стал мыслить менее творчески. Это значит, что он по–прежнему способен выдвинуть 10 идей, просто теперь он сам в состоянии отобрать из них три рабочие, а остальные семь прокрутил и оставил у себя в голове.
Быть инициативными сотрудникам мешает отсутствие уважения и внимания к их предложениям со стороны коллег и руководителей. Поэтому любая выдвинутая работником инициатива по определению заслуживает внимания, хотя далеко не всегда является реализуемой или даже нуждающейся в реализации. Главное — дайте людям высказаться!
Почувствовав, что их мнение ценят, в следующий раз они выступят с инициативой, которая может оказаться и реализуемой, и полезной. Тогда можно будет вести разговор уже и о других видах поощрения (но сами по себе они инициативность у людей не формируют).
Если человек не привык мыслить самостоятельно, сколько денег ему ни посули, не поможет.