Как Финляндия сближает Европу и Китай

   

Александр Сологуб, редактор:
Воодушевленные китайской инициативой укрепления международного экономического сотрудничества "Один пояс, один путь", Финляндия и Норвегия планируют создать "Арктический коридор" — самый быстрый путь между Европой и Азией. Он предполагает строительство железной дороги из арктических портов в Западную Европу. В качестве одного из вариантов финны рассматривали возможность строительства железной дороги к порту в Мурманске. Но из–за экономического спада в России, обострения отношений с Западом они решили не рисковать и протянуть 500 км железнодорожного полотна от города Соданкюля до норвежского Киркенеса. Стоимость этой части проекта оценивается в 2,7 млрд евро. Но в планах проложить 80–километровый тоннель по дну Балтийского моря и дотянуть железную дорогу до Таллина, что потребует еще 15–20 млрд евро.
Прежде финны считали этот проект нереалистичным из–за высокой стоимости. А теперь, когда Китай готов инвестировать средства в объекты транспортной инфраструктуры, чтобы ускорить доставку товаров в Европу, финны полагают, что 70% проекта могут профинансировать китайцы, а остальные 30%, возможно, удастся привлечь через европейские пенсионные фонды. Финны полагают, что увеличение грузопотока прибавит экономике Суоми 3–4% в год.
Финны сегодня смотрят на свое геополитическое положение совершенно иначе, чем еще в конце прошлого столетия. "Мы находимся посередине между Европой и Азией, и в этом наше преимущество", — говорят финны. Так, в последние годы северный сосед России активно развивает транзитное авиасообщение между Европой и Азией. Петербургский аэропорт Пулково мог бы стать пересадочным узлом, но аэропорт Хельсинки оказался самым дешевым в Европе. Из него еженедельно выполняется больше прямых рейсов в Азию (104), чем из аэропортов соседних скандинавских городов: из Копенгагена — 45 рейсов, из Стокгольма — 23, из Осло — семь.
В мае 2017 года глава Китая Си Цзиньпин остановился в Финляндии по пути во Флориду, где проводил переговоры с президентом США Дональдом Трампом. Хорошие отношения с Китаем позволяют финнам рассчитывать на материальную поддержку со стороны Поднебесной.
Предлагаемый сухопутный "Арктический коридор" еще крепче свяжет Финляндию с Азией и усилит ее роль в мировой торговле. Грузовые суда из Китая, направляясь в Киркенес, смогут сэкономить тысячи морских миль по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. А затем из Киркенеса товары по железной дороге через Финляндию, через туннель в Эстонию в рекордные сроки доберутся до Центральной Европы.
Конечно, сами финны признают, что с организацией навигации по Северному морскому пути предстоит решить еще много проблем. И в первую очередь, вероятнее всего, по нему будет транспортироваться в основном сжиженный природный газ, а не потребительские или инвестиционные товары.
Пока финны не называют точных сроков начала и окончания строительства "Арктического коридора". Возможно, строительство нового транспортного пути может стартовать в ближайшие пару лет, а движение по нему начнется после 2024 года.