Реальные размеры удавки на шее страны

 

Самый динамично развивающийся рынок в стране — коррупционный. Общая сумма полученных в России в 2017 году взяток, по данным Национального антикоррупционного комитета, составила 6,7 млрд рублей. Это взятки, выявленные в рамках уголовных дел по ст. 290 УК (получение взятки). В 2016 году общая сумма достигала 2,3 млрд рублей. Рост за год почти в 3 раза. В том же 2017–м наши соотечественники предложили 4,5 млрд рублей в виде взяток (ст. 291 УК — дача взятки). В 2016 году сумма была 946,8 млн. Рост в 4,75 раза.
Если считать эту отчетность адекватной, она должна свидетельствовать об усилении работы правоохранительных органов, о росте выявляемости уголовных преступлений, однако об эффективности борьбы с коррупцией эти цифры не говорят ничего. Неотвратимость наказания, особенно в сфере дачи взятки, сомнительна, оно наступает далеко не всегда. Риск, конечно, велик, но притягательность и доходность при низких (иногда просто нулевых) вложениях — огромна.
При кажущейся масштабности цифр в отчете туманная реальность значительнее. Только по официальным данным, прозвучавшим год назад из уст генпрокурора России, общая сумма ущерба от преступлений коррупционной направленности в 2016 году составила 43 млрд рублей. По неофициальным данным, рынок коррупции в России измеряется сотнями миллиардов долларов. Ведь только у полковника Захарченко государство отсудило 9 млрд рублей. Видимо, эти миллиарды взятками не считаются, а значит, в официальную статистику не вошли. Все расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального компетентные органы оставляют без внимания. Ни связи многих публичных должностных лиц России с офшорными компаниями, ни данные "панамского архива", ни скандальные расследования крупных СМИ отклика в сердцах прокурорских работников не нашли.
В Центре антикоррупционной политики считают, что причина роста взяток проста: основная работа правоохранительных органов сосредоточена на низовой коррупции, которая всего лишь следствие коррумпированности органов власти.