Россияне буквально ездят на деньгах

 

В конце прошлого года наша фирма, которая до тех пор занималась исключительно юридической работой, создала фонд финансирования судебных споров. Мы собрали деньги инвесторов — около 2 млрд фунтов стерлингов — и взялись за дело. Этот рынок — финансирования судебных разбирательств — в Англии хорошо развит, конкуренция на нем довольно высока. Если право требования имеет высокие шансы быть удовлетворенным в английском суде, но у истца нет денег на судебные расходы, то он может обратиться за финансовой помощью в фонд. Таким образом, клиент может получить обратно причитающееся ему по праву требования, не потратив на суд ни пенса.
Этой услугой в Соединенном Королевстве пользуются не только безденежные клиенты, но и крупные компании, которые не хотят тратить свои деньги на суды, лучше их инвестировать или пустить в оборот. Вообще, английское правосудие очень дорогое. Иск на сумму более 200 тыс. фунтов обходится истцу в 10 тыс. фунтов. Для простого человека, да и для небольшого бизнеса, это неподъемная цена.
Кстати, если мы проигрываем дело, то клиенты нам ничего не платят, фонд как инвестор берет этот риск на себя. Если же мы выигрываем, то получаем 30–40% от суммы иска. Конкуренция среди таких фондов в Великобритании выражается в том числе в предложениях лучших условий оплаты в случае успеха.
Обычно фонд тщательно оценивает шансы на успех: для положительного решения об инвестировании в иск они должны быть не меньше 60%. Для этого изучаются документы и составляется итоговый доклад. Важно, чтобы юристы, которые делают эту оценку, знали ту сферу деятельности, о которой идет речь в иске. Нам интересны споры акционеров, антимонопольные иски, споры по энергоснабжению. Есть большая возможность и для коллективных потребительских исков.
Главный офис нашей компании находится в Эдинбурге, но основную часть работы мы делаем через Лондон. У нас довольно много клиентов из России, в том числе из Петербурга, — бизнесмены, имеющие интересы в Великобритании или предпочитающие судиться в английском правовом поле. Я приехал в Петербург на конференцию "Неделя английского закона", где специалисты оживленно дискутировали насчет перспектив рынка судебного финансирования в России. Лично я вижу здесь большие возможности, так как услуга пока не очень развита в вашей стране. Многие люди не знают, что буквально ездят на деньгах.
Я серьезно. В Англии и в Евросоюзе уже несколько лет люди массово судятся с производителями грузовиков — MAN, Scania, Volvo и других, — которые в 2011 году были обвинены в ценовом сговоре. С тех пор компании по суду выплачивают компенсации покупателям. Суммы выплат существенные, по каждому — до 20 тыс. евро ценовой разницы. Многие российские потребители, если они покупали грузовики этих компаний с 1997 по 2011 год, даже бывшие в употреблении, и до сих пор их используют, могут отсудить компенсацию. Один клиент из Казахстана к нам уже обратился, и мы сейчас финансируем его дело.