00:2528 февраля 201800:25
363просмотров
00:2528 февраля 2018
Оценку МВФ, согласно которой теневой сектор российской экономики составляет 33,7% ВВП, вчера опроверг Росстат. Глава статистического ведомства Александр Суринов рассказал, что оценивает этот показатель в 15–16%. По его словам, расхождение более чем в 2 раза можно объяснить тем, что МВФ включает в состав теневого незаконный бизнес, а Росстат — нет.
Вопрос о размерах экономической "тени" можно отнести к разряду философских, то есть таких, на которые нельзя ответить точно, поскольку надежных методов измерения этих размеров в природе не существует. Хотя точка зрения МВФ, на первый взгляд, кажется более обоснованной: если бизнес незаконен, то он ведь не учитывается официальной статистикой в составе ВВП, а раз так — что это, если не "тень"?
В природе размер тени, отбрасываемой предметом на земную поверхность, очень зависит от положения источника света относительно предмета и поверхности. При прочих равных чем выше светило над линией горизонта, тем короче тень. Росстат вполне может считать себя выше МВФ по какой–либо причине. Например, потому, что он находится в подчинении Минэкономразвития РФ, а МВФ — нет.
Министерство получило контроль над статистическим ведомством в апреле прошлого года. Сторонние эксперты и до того сомневались в объективности данных Росстата, а после передачи его министерству этих сомнений меньше не стало. Стоит вспомнить хотя бы недавно опубликованные данные о росте доходов россиян в январе 2018 года. Изумленные экономисты моментально вычислили, что Росстат искусственно занизил базу для сравнения, вычтя из январских данных прошлого года единовременную выплату 5 тыс. рублей пенсионерам. Среди оценок такой манипуляции встречались слова "махинации" и "мухлеж". Однако вчера Александр Суринов заявил, что считает вычет обоснованным. Правда, пообещал в ближайшие месяцы представлять данные по доходам в двух вариантах: с учетом прошлогодней выплаты и без нее. Так или иначе теперь, чтобы убедить публику, что Росстат, подконтрольный министерству, отвечающему за развитие экономики, не занимается приукрашиванием действительности, ему придется постараться.