Петербургские фармпроизводители в прошлом году нарастили оборот на 20-30%. Темпы их роста опережают показатели развития фармпроизводства в России. Компании исчерпали возможности импортозамещения и нацелились на экспорт.
Прошлый год был удачным для многих фармпроизводителей Петербурга, что эксперты связывают с высокими темпами роста новых заводов. К примеру, выручка АО "Вертекс" в прошлом году, по предварительным оценкам, составила более 6,5 млрд рублей. Это на 30% больше показателя 2016 года. Георгий Побелянский, генеральный директор фармкомпании, рассказывает, что в 2017 году "Вертекс" увеличил ассортимент на 20 позиций лекарственных средств (включая оригинальные комбинированные лекарства) и 10 продуктов косметических брендов. В этом году планируется оснащение производства новым оборудованием, добавляет он.
Заметный прирост выручки у компании "Герофарм": на 19% по отношению к показателю 2016 года, когда выручка составила 4,7 млрд рублей. Со ссылкой на данные IMS Health в компании отмечают, что ее темпы роста примерно в 2 раза превысили динамику российского фармацевтического рынка. "Основным фактором, повлиявшим на рост продаж, стало развитие портфеля препаратов и политика импортозамещения в сегменте государственных закупок", — объясняют в компании. В свою очередь, на увеличение доли российских производителей в бюджетном секторе положительно повлияло увеличение прозрачности государственных закупок лекарственных препаратов, преференции государства локальным производителям. В 2017 году "Герофарм" запустил первую очередь завода по производству субстанций для оригинальных препаратов в Пушкинском районе Петербурга.
Опередили Россию
Продолжает наращивать производственные мощности и "Активный компонент" (производитель активных фармсубстанций). К концу года производитель планирует запустить первую очередь завода площадью 3 тыс. м2, это позволит увеличить мощности на 40 тонн готовой продукции в год. Напомним, в прошлом году он завершил модернизацию завода на юго-востоке города стоимостью 300 млн рублей. Выручка "Активного компонента" в прошлом году выросла на 12% по сравнению с 2016 годом, до 1,05 млрд рублей. За 2017 год компания продала около 55 тонн активных фармсубстанций, что на 43% больше, чем в 2016 году. В этом году ожидаемая динамика увеличения объема выпуска продукции — 30%.
В целом по России в прошлом году объем производства лекарственных препаратов составил 333,6 млрд рублей (в ценах производителя, с НДС), это на 6,1% больше, чем в 2016 году. "Сильно сомневаюсь, что общий объем производства компаний в Петербурге рос в 4-5 раз быстрее, чем в среднем по стране, хотя отдельные компании вполне могли эту динамику обеспечивать", — рассуждает Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma. По его данным, производители в Петербурге в прошлом году выпустили лекарств на сумму около 21,5 млрд рублей без учета контрактного производства. С учетом контрактного производства общий объем составил около 24,4 млрд рублей. "Скорее всего, рост в значительной степени обеспечили предприятия, которые появились в Петербурге в последние годы: "Биокад", "Гротекс". Активно развиваются и другие предприятия: "Вертекс", "Герофарм", "Полисан": расширяют портфель продукции, активно продвигают ассортимент", — говорит Николай Беспалов.
Перспективный экспорт
На ноябрь запланировал запуск второй очереди завода по производству инсулинов "Герофарм", производственная мощность очереди позволит полностью обеспечить потребность РФ в инсулине, а также расширит экспортные возможности компании. Экспорт считает перспективным направлением и Александр Семёнов, президент АО "Активный Компонент". По его мнению, возможности импортозамещения на фармрынке по большей части исчерпаны, и рост рынка за прошлый год составил всего 5% по сравнению с предыдущими 25%. Поэтому основной фокус необходимо сделать на экспорт. Помешать этому может как раз отсутствие понятных и прозрачных налоговых и экспортных льгот, считает он.
Георгий Побелянский в числе рисков, негативно влияющих на развитие фармрынка, называет законопроект о продаже безрецептурных лекарств в супермаркетах, который сейчас активно обсуждается. Одно из долгосрочных последствий этого закона — снижение рентабельности части аптек и их закрытие, а значит, уменьшение доступа к рецептурным лекарствам, в том числе из перечня жизненно необходимых (ЖНВЛП). Также Георгий Побелянский не исключает роста цен и распространения самолечения.
Кроме того, по его мнению, развитию фармпроизводства препятствуют затраты на новую систему маркировки лекарств с 2020 года и обсуждаемый более ранний срок ее введения для препаратов из перечня ЖНВЛП. Это потребует от производителей незапланированных инвестиций в реализацию системы в сжатый срок, отмечает Георгий Побелянский.