Праздник на Новолипецкой улице: промышленный эксперт Леонид Хазанов о рекордах и рисках НЛМК

Рентабельность бизнеса Новолипецкого металлургического комбината оказалась рекордной за 8 лет, пишут «Ведомости».

Леонид Хазанов, промышленный эксперт:
Прекрасно, что рентабельность группы "НЛМК" бьет рекорды, однако бить их вечно она не будет, и для этого есть ряд факторов, не могущих не настораживать.
Как известно, один из ключевых видов продукции группы "НЛМК" – плоский оцинкованный прокат, используемый главным образом в автомобилестроении и строительстве. И если автопром в России после нескольких лет сильнейшего спада производства худо-бедно ожил (благодаря целому комплексу мер государственной поддержки), то ситуация в строительстве явно очень напряженная: количество банкротств девелоперских компаний не снижается, немало проектов возведения коммерческих зданий положены под сукно, жилищное строительство более-менее шевелится, однако последние изменения в законодательстве могут привести к падению объемов ввода жилья. Поэтому особых предпосылок для роста продаж на внутренний рынок нет, здесь и без того поставщиков хватает в лице «Северстали», Магнитогорского металлургического комбината и др.
Группа "НЛМК" является активным игроком на рынке арматуры, но и тут все далеко не благополучно: мощности превышают спрос, не за горами запуск комбината «Тулачермет-Сталь», который, чтобы «вписаться» в рынок, может предложить цены меньшие, нежели завод «НЛМК-Калуга». И борьба между ними за деньги потребителей может быть ожесточенной.
Конечно, группа "НЛМК" продает металлопродукцию на внешних рынках. Увы, ей потихоньку перекрывают сбыт и в Европу, и в США, обкладывая пошлинами. И в случае обострения политических отношений между Россией, Европейским Союзом и США, экспортные потоки могут превратиться в жалкие ручейки.
Плюс группа "НЛМК" реализует инвестиционные проекты, имеет нехилую долговую нагрузку, социальные обязательства. Вдобавок курсы американского доллара и евро идут то вверх, то вниз, отражаясь на ее доходах…
Что же она может получить в итоге, если все сложится против нее? Догадаться несложно: сокращение загрузки мощностей, снижение выручки и, соответственно, прибыли, трудности с сохранением многотысячного трудового коллектива. Сценарий известен до мелочей.
Пессимистичная картина вырисовывается, скажете вы? Возможно. Но лучше уж здравый пессимизм, чем радужный оптимизм. Розовые очки легко бьются об реальность жизни.