Выставки, посвященные исторической эпохе, едва ли модны сегодня. Публике они наскучили — слишком уж часто их устраивают. Специалистов такие проекты тоже не радуют, не говоря о том, что они неизбежно грешат банальностями. Экспозиция "Екатерина Великая в стране и мире", только что открывшаяся в Инженерном замке, — исключение из правил. Казалось бы, что тут еще рассказывать–показывать? Екатерина II никогда не была обижена вниманием кураторов. Ей и ее эпохе посвящено несметное количество исследований и популярных изложений.
Тем не менее новый проект Русского музея убеждает в том, что 34 года правления Екатерины и сегодня остаются эпохой, о которой мы знаем далеко не всё. Проект стоит в одном ряду с двумя прошлогодними удачами ГРМ: остроумной и изящной ретроспективой портретов деятелей Всешутейшего и всепьянейшего собора и занимательной выставкой портретов героев елизаветинской эпохи Георга Гроота, дополненной экзотическими экспонатами. Новый кураторский рассказ о Екатерине столь же увлекателен, что не мешает ему подытоживать последние исторические исследования, посвященные царствованию просвещенной императрицы. Конечно, в первую очередь это рассказ о личности Екатерины — реформатора и убийцы, патриота своей страны и преследовательницы инакомыслящих, утонченного интеллектуала, дружившего с Вольтером и Дидро, и заботливой бабушки, души не чаявшей в своих внуках.
При всем при том "Екатерина Великая в стране и мире" — не байопик, как можно было бы предположить, зная, что перед нами четвертая часть блокбастерного цикла "Сага о Романовых". В Инженерном есть зал портретов императрицы, их история теперь прояснена. Тут же портреты деятелей ее эпохи (в том числе редчайший восковой бюст Потемкина) плюс восхваление побед над турками и присоединения Крыма на все лады — от сервизов до вышивок. Гравюры–репортажи об иллюминациях и фейерверках выставляются редко, их стоит рассмотреть внимательнее. Из раритетов не пропустите вид Башни–руины в Царскосельском парке, выполненный Гюбером Робером — одним из изобретателей жанра "пейзаж с руиной". Русскому музею вновь удалось найти сочетание популярной подачи с исследовательской основательностью.