Насколько оправдано недоверие к самолетам российского и советского производства

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Крушение Ан-148 в Подмосковье добавит аргументов тем, кто привык не доверять самолетам, произведенным в России и на территории постсоветских республик. "ДП" попытался разобраться, откуда у отечественных лайнеров такая репутация.

Вылетевший днем 11 февраля из аэропорта Домодедово самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний" пропал с радаров всего через 4 минуты, проведенных в воздухе. Самолет упал в Раменском, все 65 пассажиров и шесть членов экипажа погибли при крушении. На данный момент обнаружены оба черных ящика, а среди версий случившегося — теракт и обледенение борта. У каждого из возможных вариантов — свои противники. Косвенным аргументом в пользу версии об обледенении называют тот факт, что командир экипажа по неизвестным причинам перед вылетом отказался от соответствующей обработки. При этом эксперты отмечают, что в случае обледенения самолет просто не успел бы набрать высоту. Еще одна версия — разрушение самолета в воздухе, в ее пользу говорят большая площадь разброса обломков воздушного судна. Причиной разрушения в воздухе мог стать теракт или же неполадки двигателя, приведшие к взрыву. Уже в понедельник эту версию исключили в Следственном комитете. В ведомстве сообщили, что Самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний", рухнувший 11 февраля в Подмосковье, "в момент падения находился в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета".
В сообщении также отмечается, что "в ходе предварительного следствия будут проверены все версии, в том числе исследованы деятельность авиакомпании, техническое состояние воздушного судна, уровень профессиональной подготовки пилотов, факты прохождения ими необходимого обучения".
Версии наверняка будут выдвигаться еще долго, а тем временем крушение судна станет еще одним ударом по имиджу произведенных в России и на территории стран СНГ самолетов. К ним рядовые пассажиры и так привыкли относиться c недоверием. На различных форумах полно советов при возможности отдавать предпочтения западным "боингам" или "аэробусам". Не  всегда понятны источники такого страха, но в основу предубеждений могут лечь различные рейтинги, многие из которых тяжело назвать безупречными.
Внушает ли россиянам доверие техническое состояние самолетов отечественных авиакомпаний
Источник: Институт Общественного Мнения «Анкетолог»

Надежный, но падающий

Источники "Новой газеты" в авиаотрасли назвали Ан-148 надежным самолетом, отметив, что такие самолеты есть в составе Специального летного отряда "России", а также в парках МЧС и Минобороны. Тем не менее "Саратовские авиалинии" 12 февраля заявили о приостановке эксплуатации данной модели.
"Руководством авиакомпании "Саратовские авиалинии" принято решение о временном приостановлении полетов на ВС Ан-148. Заранее приносим извинения за корректировки в расписании авиарейсов", — говорится в сообщении компании.
Что касается самолетов украинской госкомпании "Антонов", которые в России производятся по лицензии на ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", то за последние 10 лет воздушные судна этой марки попадали в различные инциденты не менее 19 раз.
За 2017 год самолеты "Антонов" 3 раза терпели крушения. Во время инцидента в Южном Cудане все 40 пассажиров и члены экипажа остались живы. В апреле того же года Ан-26, перевозивший военных из кубинского города Баракоа, врезался в гору. Тогда погибли все восемь находившихся на борту человек. В октябре другой Ан-26 разбился у берегов Кот-д’Ивуара — из 10 пассажиров выжили шесть.

Рейтинг неизвестности

В 2017 году сайт aviationcv.com включил в рейтинг самых опасных моделей самолетов Ан-32, отметив семь катастроф с человеческими жертвами, в которых фигурировало воздушное судно. Также в списке упоминались российский Ту-154 и Ил-76. Эти же российские лайнеры фигурировали и в рейтинге 2009 года, составленном совместно изданием BusinessWeek и страховым консультантом Ascend. В основу рейтинга легли данные о том, как часто происходят трагедии с тем или иным воздушным судном. Ил-76 и Ту-154 заняли второе и третье места рейтинга с результатами одна катастрофа со смертельным исходом на 549,9 тыс. летных часов самолета и одна катастрофа на 1,041 млн летных часов. Кроме того, на шестую строчку рейтинга поместили Ту-134, но лидером среди самых опасных самолетов все же признали Boeing 737 JT8D, а самолетам американской компании McDonnell Aircraft досталось сразу четыре места в рейтинге.
В 2017 году компания Boеing выпустила свой доклад о катастрофах с участием различных авиалайнеров и назвала условно безопасные модели самолетов — те, которые не были вовлечены в катастрофы, приведшие к человеческим жертвам.
При этом специализированные СМИ сообщали, что компания не учла в исследовании ни один из самолетов, произведенных в России, СССР или на территории постсоветских республик. Сторонники небезопасности отечественных самолетов могли бы обнаружить тут аргументы в пользу собственной теории, но в самом отчете авиапроизводителя уточняется: такие самолеты были исключены из анализа из-за недостаточного количества данных для анализа.
Сам список тоже не стоит считать руководством по тому, какие самолеты стоит выбирать: ряд моделей не были вовлечены в аварии лишь потому, что их выпуск начался совсем недавно.