Регионы живут лучше, а люди в них — хуже

Только что вышла действительно интересная аналитика Национального рейтингового агентства (НРА) по годичному изменению регионального государственного долга в субъектах Федерации.

Дмитрий Солонников, политолог, директор Института современного государственного развития:
Нет смысла сейчас повторять ее всю, желающие могут легко найти опубликованные данные, но несколько тезисов по ее поводу высказать можно.
Первый. Приведенные цифры поддерживают официальное мнение об улучшении финансово-экономической ситуации в стране. Действительно, федеральный центр говорит о начавшемся восстановлении экономики страны, об улучшении монетарных показателей, и в это же время регионы демонстрируют схожую статистику. Действительно, за год с восьми до пяти сократилось число российских регионов, где наблюдается превышение госдолга над собственными доходами регионального бюджета. И одновременно с девяти до одиннадцати выросло число регионов, где госдолг составляет менее 10% от собственных доходов регионального бюджета. Действительно впечатляющий, наглядный позитив.
Второй. В противовес оптимистичному настроению НРА в это же время опубликованы данные холдинга «Ромир» о сокращении по стране январской величины среднего чека. По сравнению с декабрем это сокращение составило 10,1%, по сравнению с январем прошлого года получилось 1%. Еще больше, на 20%, ужался средний чек в гипермаркетах. Можно предположить, что покупатели перенастроились на придомовые магазины меньшего формата. То есть общие монетарные показатели улучшаются, а уровень потребления населения (то есть уровень жизни) продолжает падать.
И это на фоне информации, что в 2017 году российские домохозяйства взяли кредитов на 5,7 трлн рублей и, таким образом, общий долг физических лиц перед банками достиг 12,69 трлн рублей.
То есть и текущее скудеющее потребление — это результат увеличения долговой нагрузки населения.
И еще. Рост интереса инвесторов к облигациям и ценным бумагам субъектов Федерации говорит об отсутствии желания инвестировать в реальный сектор экономики.
Что мы и видим из других данных.
Нет ни ожидаемого роста промышленного производства, ни соответствующего роста зарплат.
Иными словами, долговое обременение региональных бюджетов за счет сокращения социальной нагрузки и снижения инвестиционной активности, а закредитованность самого населения продолжает расти при снижении потребления.
То есть проблема с уровня государственной власти переводится на уровень простых граждан. Финансовые сложности — это теперь их проблемы, а не нынешних финансовых властей страны.
Как при этом продолжают сводить концы с концами жители всех наших успешных регионов — это уже не так важно.
При этом монетарная отчетность явно улучшается!
Поздравим финансово-экономический блок нынешнего правительства с этим!