12:5515 февраля 201812:55
365просмотров
12:5515 февраля 2018
В мегаполисах и курортных городах на свалки для захоронения должно направляться не более трети коммунального мусора, тогда как сейчас этот показатель составляет 90%. Такую цель для отрасли обращения с отходами задал вице-премьер Александр Хлопонин, которому поручено курировать мусорную реформу в РФ, пишет «Коммерсантъ». Согласно стратегии развития промышленности в области обращения с отходами, разработанной Минпромторгом, к 2030 году 80% мусора в России будет обезвреживаться или перерабатываться. В РСПП уже раскритиковали этот документ за «необоснованность» целевых показателей.
На мой взгляд, правительство в части работы с отходами совершает некоторое броуновское движение, выдавая его за реализацию продуманной стратегии. На что даже РСПП справедливо обращает внимание.
Почему ставятся именно такие целевые показатели, устанавливаются именно такие значения? Из чего исходят господин Хлопонин и его структура?
Приводятся примеры мегаполисов других стран. Только давайте вникнем: в каждом из них муниципалитеты (или нация в целом) сначала определили, какие задачи более высокого порядка они решают. Токио — предельно перенаселенный мегаполис на очень ограниченной территории. Японцы не просто избавляются от мусора, они из него строят в море намывные территории, чтобы распределять производства, а затем и людей. Стокгольм: в Швеции есть концепция экологически передовой страны, максимально комфортного места для проживания. Что-то похожее есть и в Швейцарии, плюс гораздо меньше пространства и окружение со всех сторон другими цивилизованными странами — мусор просто некуда вывозить.
А какая концепция в этой части принята в России? Чего конкретно мы хотим добиться?
Может, есть какой-то четкий социальный запрос у наших граждан относительно переработки мусора? Идут дебаты, достигнут общественный консенсус… Лично у меня есть сомнения, что среди всех вопросов развития страны сейчас именно эта проблематика как-то остро стоит.
Очевидно, что вопросы экологии в самом широком смысле важны. И их надо решать. Удивляет другое: слишком конкретные цели без их обоснования.
Зато совсем не удивляют планы строительства сразу пяти мусоросжигательных теплоэлектростанций, да под контролем одной компании. Это же еще один способ получения госзаказов и успешного их освоения. Причем сырье есть всегда и бесплатно (только собирай и вывози), а сложных требований к результату — нет (это все же не госприемка космической ракеты, которая потом не взлетит).
Вот это уже наш, понятный и продуманный подход.