Глава комитета по развитию предпринимательства и потребрынка Эльгиз Качаев: К нам приходят поплакать в жилетку

Автор фото: Сергей Ермохин

Председатель комитета по развитию предпринимательства и потребрынка Эльгиз Качаев, 5 лет назад занявший этот пост, рассказал "ДП", почему незаконную торговлю пока никто не победил, достаточно ли полномочий комитета для этого, о сложных отношениях с комитетом имущественных отношений (КИО), о шансах Петербурга стать модной столицей и о том, когда это произойдет.

Эльгиз Идрисович, в ноябре прошлого года прошел форум легкой промышленности Минпромторга. Насколько важными для Петербурга были принятые там решения?

— Главное — там представили стратегию развития отрасли. Хотя это скорее исследование. Разработчики, "Эрнст энд Янг", сделали что смогли: планируешь жить при санкциях, а завтра все поменяется. Но я ожидал, что мы увидим федеральную стратегию и встроимся в нее, а получается, Петербург должен создавать свою. У нас много проектов поддержки легпрома, но в отдельно взятой отрасли нельзя построить коммунизм. У этого рынка те же болевые точки, что в других отраслях: дорогие кредиты, аренда, подключение к теплу, административные барьеры. Две вещи нужны для работы: себестоимость и продажи. Если себестоимость складывается из дорогих банковских продуктов — плохо, а если и продать не можешь — еще хуже. У нас есть мысли о том, как еще решать эту проблему, будем обращаться к губернатору, чтобы создать постоянный шоу–рум для дизайнеров.

Несколько таких проектов уже анонсировали: реконструкция "Красного треугольника", бизнес–инкубатор. Но пока ничего не происходит.

— Почему же? В 2018 году заложены деньги в бюджет, 50 млн рублей. На два типа инкубатора: для производства и для торговли. Где это будет, пока не знаем. В Петербурге есть, например, мощный кластер "Артплей", который позволяет все разместить рядом, в одном, как говорится, флаконе. Но есть еще производители крупные. С ними другая история, им нужно помогать выходами на серьезные рынки, сводить с дизайнерами, чтобы делать совместные коллекции с компаниями. Например, как Алена Ахмадуллина с "Фаберликом": известный дизайнер с известной компанией сделали линейку за недорого в большом количестве. Все продали, заработали. И в Петербурге нам нужно взять своих дизайнеров — Котегову, Парфенову. И помочь им начать работать с крупными фабриками. Эксклюзивные вещи — это хорошо, но заработок и известность — там, где массовость.

Когда в итоге инкубатор откроется?

— В этом году и откроется. В начале года пройдет конкурс, к концу должны работать. Планировалось, что это будет часть Гостиного Двора и "Красный треугольник" как производственная площадка.
Но вообще, Петербургу не нужно идти путем условно города Иваново. Иваново — это промышленный край, Петербург — интеллектуальный, событийный центр. Мы считаем, нужно развиваться как центр проведения событий в мире моды. Моды в широком смысле — не только одежда, но и аксессуары или мебель, почему нет. В России не было ни одного мирового показа "от кутюр", я думаю, именно в Петербурге надо его провести.
И так же с сырьем: действительно дорого, сложно ввозить, и в России всего один завод в Волгограде, который делает полиэфирные нити, очень нужные для легпрома. Поэтому стоит делать упор на развитие химической отрасли, чтобы быть независимыми от поставок такого рода. Мне кажется, Петербург должен развиваться как научный центр легкой промышленности, а это очень широкий спектр: химия, умные ткани, новые способы обработки льна.

Давайте от моды перейдем к больной теме, к нестационарной торговле.

— Ну можно в этот раз ее не трогать, а?

Нет, к нам поступает очень много вопросов от бизнеса. Один из распространенных — про ваши полномочия. По сути, основные решения принимает КИО, часто непопулярные решения. Вы хотели бы агрегировать эти полномочия?

— У нас в названии есть "потребительский рынок". Но если в Москве у такого же департамента есть полномочия по определению политики, распределению денег, у нас нет. КИО под руководством разных вице–губернаторов, их задача — пополнить бюджет. В КИО зачастую говорят: торговлей вы занимаетесь, а мы сдаем в аренду. Но что остается от торговли без недвижимости. Получается, у них в руках политика, но они ею как бы не занимаются. А ходить с протянутой рукой, пытаться влиять на их мнения не всегда получается.

Как бы вы выстроили систему нестационарной торговли, если бы эти полномочия были у вашего комитета?

— Мы делаем паспортизацию районов, чтобы понимать, какие выделять участки для торговых мест. Такие участки можно выдавать сразу на 10 лет. Мы, конечно, не собираемся бизнесу диктовать, но считаем, что должны быть стандарты для ассортимента в зависимости от географии. Чтобы у всех был хлеб в 5–10 минутах от дома, вода, молоко.
Нужна система, которая удобна в первую очередь жителям. Возможны льготы для бизнеса, который делает то, что нужно жителям. Но если мы сейчас этим займемся, результата может не быть — правила не мы определяем.

Как бы вы обустроили городские киоски, в которых бизнесу будут сдавать готовые места, а не землю?

— В Москве, насколько я знаю, монополистам отдали все места. Мы бы давали, условно говоря, не больше двух участков в одни руки. Чтобы не пришла фирма, которая заберет тысячи метров.

У нас сдавать места в аренду будет ГУП, не частная компания.

— Ну да, может, КИО тогда и сделать комитетом по потребрынку. Понимаете, 5 лет я в комитете, и все это время предприниматели жалуются нам на барьеры, непрозрачность. Пришли, в жилетку поплакали. А мы говорим: не обижайтесь, но это не наши полномочия.

Безвыходная ситуация.

— Да. Решить проблему может тот, кто отвечает за весь костюм. А когда отвечаешь только за пуговицы, то предприниматель получает такой кривой результат.

Про субаренду вы высказывали разные мнения на протяжении нескольких лет, сначала говорили, что договор размещения — это поддержка малого бизнеса, и, когда крупные игроки получают эту поддержку, это не правильно, а потом…

— Я не то говорил. Смотрите, получилось так, что, когда сетевые игроки вставали на защиту малого бизнеса, я им просто сказал: "Вы кто?" Вы девелоперы и под видом защиты малого бизнеса защищаете свои интересы. Я их назвал "рантье". Но я не сказал, что это бизнес незаконный. Москва решила проблему кардинально: построила свои помещения и стала отдавать тем, кто будет торговать.

То есть вы все–таки против этого явления?

— Этот бизнес имеет право жить, он законный. Другое дело, что малые фирмы говорят, что не могут получить эту землю, потому что сетевики отбирают.

Как нужно организовать борьбу с нелегальной торговлей?

— В каждом районе с 1 января этим занимается новый комитет по контролю за имуществом. До этого участников было много, спросить было не с кого. Мы понимаем, что в случае с ярмаркой нужна структура, которая будет моментально реагировать. Если ждать, ярмарка уже "отторгуется". А так я еду, вижу ярмарку, звоню в РУВД, там спрашиваю: чья? Мне говорят, под чьим крылом она выставлена. Делают звонки, и ярмарка убирается. Ну это разве дело? К сожалению, глубина распространения неформальных связей огромная. Попробуйте сами развернуть несанкционированную торговлю. Ее тут же потребуют убрать — и найдутся откуда–то люди, возможности, силы и средства. Но в других случаях сил не хватает.

Опять безвыходная ситуация?

— Пока страха нет, ничего не изменится. А страха нет, потому что за это никто не отвечает. Но вообще, я хотел рассказать что–то позитивное, а мы опять скатились. Я надеялся о балете поговорить.

Давайте о субсидиях. О них часто говорят, что поддержка слишком точечная, нужно делать что–то для всех.

— В 2017 году подано 599 заявок, получили субсидии 367 предпринимателей, еще у 128 было все хорошо с документами, но им не хватило денег. Всего выдали 114,5 млн рублей. Но мы же не можем давать льготы по налогам, например, это федеральные решения. Давайте тогда все отменим. Мне правда интересно, как предприниматели хотели бы это видеть, я хотел собрать тех, кто получил субсидии, и задать вопрос: "Ребята, так, может, они вообще не нужны?" Скажите нам, может, мы на все инфраструктурную поддержку сделаем. Или, может, нужно сделать программу субсидирования "утопающих", давать только тем, кто иначе не выживет. Я не знаю.

Какие проблемы вы решили за 5 лет?

— Да все те же программы поддержки. У нас уже второй год подряд 100%–ная реализация программ. Мы сделали прозрачную систему сбора заявок, выдачи субсидий и проверок. Второе — мы много помогаем предпринимателям индивидуально, тем, кто приходит на прием. И это важно, само понимание, что можно прийти к власти за помощью, дорогого стоит. Третье — нам удалось создать Единый центр предпринимательства, где можно задать вопросы, посоветоваться, поучаствовать в видеоконференции с торговыми представителями за рубежом.

Вы будете продолжать карьеру чиновника?

— Когда тебе доверяют, людям нужно помогать, оставаясь на этом месте. Как только я буду понимать, что я не в состоянии принести пользу, нужно будет уходить. Но "хочу я" и "буду ли продолжать" — это два разных вопроса. Когда ты общественник или предприниматель — много пространства для маневра, но меньше результатов. У общественников почти никаких рычагов. Здесь, во власти, меньше маневра, но зато твои действия могут приводить к более явным итогам. Я готов работать дальше, но хочется уйти от рутины, хочется качественных изменений для предпринимателей.
Справка
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка
Формирует политику в сфере поддержки малого бизнеса, проведения ярмарок, распределения субсидий, лицензирования отдельных видов деятельности, контроля качества товаров и услуг и др. Участвует в формировании схемы размещения нестационарной розничной торговли.
Биография
Эльгиз Качаев
Родился в 1963 году. Получил высшее историческое образование в ЛГУ и юридическое в Академии госслужбы. С 1991 года развивал бизнес в области ремонта энергетического оборудования на предприятиях. С 2005 года возглавлял Петербургское региональное отделение "Деловой России". С 2013 года возглавляет КРППР.