Как выводится государственная собственность и чем это грозит

В последние пару лет мы всё чаще видим, как госимущество, выведенное с помощью нехитрых манипуляций в частные руки, возвращается обратно в собственность государства.

Ольга Кириллова, управляющий директор Heritage Group:
Распознать схемы, по которым действуют злоумышленники, несложно. Наиболее распространенных схем вывода, в частности, объектов недвижимости — две.
Через «акционирование» и залог
Здания и участки земли сначала выводятся на баланс организаций, стопроцентным собственником которых является государство — в лице департаментов государственного и муниципального имущества, или различных госкорпораций.
Затем, если такая организация является акционерным обществом, проводится несколько этапов манипуляций с акциями, и через пару лет мы видим, что в выписке из ЕГРЮЛ в качестве «учредителя (участника)» юридического лица значится, к примеру, комитет по управлению имуществом города Москвы, а в реальности этот самый комитет уже не имеет никакого отношения к компании, все акции находятся в частных руках.
Во втором варианте все начинается точно так же: здание, к примеру, бизнес-центра выводится на баланс ООО, участниками которого являются госкомпании. Затем фирма начинает показывать убытки и кредитуется под залог этого самого здания. Причем сумма кредита превышает балансовую стоимость недвижимости в 1,5-2 раза. В результате продолжающихся «убытков» компания становится неплатежеспособной, и организация, выдавшая кредит (как правило, это «карманный» банк руководителей той самой госкорпорации, которая недвижимостью владела), забирает здание как залоговое имущество.
Процесс в обоих случаях весьма простой технически и не слишком затратный. Даже наоборот: пока идет реализация теневых схем, директорами таких ООО и АО нередко являются сыновья и прочие родственники лиц, которые в государственных организациях занимают высокие посты. Зачем же пропадать зарплате, которая исчисляется порой сотнями тысяч рублей, выплачивается фактически за счет принадлежащих государству предприятий? Ведь ее пару лет может получать родное чадо!
Время безнаказанного прикарманивания прошло
В 2013 году ООО «Спартан» и ООО «Атлант» стали собственниками двух крупных земельных участков почти в центре Воронежа. Один из участков — площадью 24 га — был приобретен за 1,2 млн рублей при реальной стоимости 150 млн, другой — площадью 52 га — при реальной стоимости около 740 млн был приобретен за 2,5 млн рублей. Столь низкая цена продажи была обусловлена тем, что у одного из предприятий, приобретших эти участки, находится в собственности водопровод, который по счастливой случайности «расположился» на одном из них.
Теперь государство пытается вернуть собственность, которая была у него отчуждена. Ведется следствие, один из руководителей вышеуказанных ООО задержан. Арбитражный суд Воронежской области удовлетворил исковое заявление областной прокуратуры о признании недействительным договора купли-продажи одного из земельных участков.
Еще более красноречивый и жесткий пример того, каким образом государство возвращает выведенные преступным путем активы, демонстрирует ситуация в Приморском крае. Там 20 декабря 2016 года вынесен приговор по делу о незаконном отчуждении объектов недвижимости из госсобственности на сумму около 460 млн рублей. Один из главных фигурантов — экс-руководитель территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Приморскому краю Игорь Мещеряков — получил 12 лет колонии строгого режима. Его сообщники — от условных сроков до 11 лет колонии строгого режима.
Руководитель территориального управления Минимущества РФ по Приморскому краю, действуя по предварительному сговору с президентом ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс», создал преступное сообщество. Одно его структурное подразделение занималось подготовкой и продажей объектов недвижимости. Другое — приобретением прав собственности на недвижимость, легализацией и получением преступного дохода. Целью сообщества, говорится в приговоре, было приобретение права собственности на государственное недвижимое имущество путем его продажи с аукционов подконтрольным компаниям по умышленно заниженной стоимости. В результате преступных действий из собственности Приморского края успели вывести 12 объектов недвижимости, ущерб составил свыше 180 млн рублей, а Российская Федерация лишилась 15 объектов, ущерб оценивается более чем в 280 млн рублей.
Кому амнистия, а кому строгий режим
Очевидно, что государственный аппарат наконец берется за внутреннюю экономику. Выведенные за границу капиталы получают возможность финансовой амнистии, а к расхитителям госимущества внутри страны начинают применять реальные меры. Рассчитывать на то, что довольно простые для расшифровки схемы не будут замечены, было довольно наивно, и начавшаяся серия «посадок», которая, скорее всего, еще долго будет продолжаться, — лишнее тому подтверждение.