Покупка не за деньги. Что стоит за интересом Сулеймана Керимова к банку «Возрождение»

Сенатор от Дагестана и миллиардер Сулейман Керимов ведет переговоры с владельцами банка «Возрождение» о его покупке. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Константин Зусманович , Financial Mechanics:
Нарастающая активность, связанная с продажей принадлежащей бывшим владельцам Промсвязьбанка доли в банке «Возрождение», неудивительна: в середине марта истекают 90 дней, в течение которых доля бывших акционеров Промсвязьбанка должна быть снижена до 10%. Причем в совокупности они контролировали более 55% акций — 52,7% через Promsvyaaz Capital B.V. и 2,5% через ПАО «Промсвязьбанк». То есть речь идет о доле контролирующих акционеров «Возрождения».
Теперь давайте взглянем на сам банк как таковой. На 1 января 2018 года «Возрождение» занимает 37-е место в российской банковской системе по размеру активов (244,9 млрд рублей). То есть речь идет о продаже контролирующими акционерами своей доли в достаточно крупном банке. Не крупнейшем, но все же.
1. Прибыль: за последние 4 года убыточным был только 1 год, в 2016 и 2017 годах — устойчивая прибыль. Что для банка в наше время очень неплохо.
2. Активы за последние годы растут, причем как их общий объем, так и кредитный портфель. В котором, правда, наблюдается перераспределение долей между корпоративными клиентами и физлицами: доля корпоративного кредитования снижается, но пока остается доминирующей.
3. Темпы роста депозитного портфеля выше, и пропорции в нем обратные: срочная часть почти полностью состоит из вкладов физлиц. Что, в общем-то, отнюдь не криминал.
4. По выполнению нормативов ЦБ вроде бы тоже все в порядке, даже с большим запасом.
Итого: продается контрольный пакет в немаленьком и, судя по финансовой отчетности, здоровом банке. Есть, впрочем, одно «но», хотя и довольно большое: финансовая отчетность многих банков, у которых впоследствии были выявлены проблемы, тоже была хорошей.
И допускаю, что этот фактор в сочетании с «обязательствами нынешних собственников перед структурами господина Керимова» и пониманием стоящих за финансовой отчетностью реалий банковского рынка и может привести к ситуации, при которой большая доля в достаточно неплохо выглядящем банке может быть продана по упомянутой в статье «безденежной» схеме.
Плюс, естественно, срочность — до середины марта остался всего месяц.