Тренды как абсолютное зло

 Поговорим о моде на бизнес–идеи. Первое, что удивляет, — поразительно малое число актуальных идей.

Вадим Жартун, основатель и управляющий партнер в Nova Team:
Поговорим о моде на бизнес–идеи. Первое, что удивляет, — поразительно малое число актуальных идей. Те, что на слуху и в тренде, можно пересчитать по пальцам одной руки, а все остальные — плоды многих десятилетий развития управленческой мысли — благополучно забыты, как будто бы их и не было никогда. Менеджеры очень плохо накапливают знания. Они похожи на детей, которые бросают старую игрушку, как только появляется новая.
Кроме того, идее, которая вам кажется новой и свежей, может запросто оказаться несколько десятков лет. Например, концепция геймификации впервые была выдвинута компанией Conundra в 2003 году, а мировую известность получила благодаря публикациям Анджея Марчевского в 2013–м. Всем известная ныне воронка продаж рождалась дольше: в 1921 году возникла рекламная модель АIDA, фиксирующая этапы сделки, а в нынешнем виде воронка окончательно оформилась в 1959–м — в книге Артура Петерсона "Продажи в фармацевтике, "детализация" и тренинг продаж". Итого — 38 лет.
Любой тренд обречен на забвение, если ему вовремя не удается стать классикой. Но есть модные темы, которые время от времени возвращаются. "Эмоциональный интеллект" Дэниела Гоулмана был опубликован в 1995 году. В какой–то момент благодаря популярности этой книги люди поняли, что можно назвать "интеллектом" практически любую старую тему и она сразу же зазвучит современнее (то есть будет лучше продаваться). Так появился темпоральный интеллект, социальный, творческий, сексуальный, физический... В общем, идею вы поняли. Если лень придумывать "интеллекты" самому, можно подсмотреть что–нибудь у психолога Джо Гилфорда, который еще в 1967 году в своей книге The Nature of Human Intelligence выделил больше сотни видов интеллекта. В общем, тема неисчерпаема, как атом.
Глядя на все это, можно уверенно сказать: тренды и бизнес–мода — это абсолютное зло. Под обложкой очередного делового бестселлера нам чаще всего подсовывают: ветхозаветное старье в новой упаковке или c новым названием, дорогие и громоздкие технологии, которые большинству компаний не подходят, хотя и подаются как универсальные, сумасбродные попытки с помощью одной идеи решить все известные проблемы организации, красивые и воодушевляющие истории, которые непонятно, как применить на практике. Что с этим всем делать? Читать! Пытайтесь схватить самую суть идеи, не тратя время на подробности и примеры. И самое главное — относитесь к идеям ответственно и бережно: подумайте 10 раз, прежде чем сделать новую идею частью своего управленческого стиля, и еще 10 — когда решите выбросить что–то старое.