Владислав Бачуров Все статьи автора
2 февраля 2018, 17:02 537

Биткоин как двигатель футбола

Я давно считаю, что для покупки–продажи футболистов нужно было бы ввести какую–то новую внутреннюю валюту. Курс которой, конечно, ежегодно растет. Но что подтверждает ее ценность?

30 января в мире спортивного бизнеса произошло важное событие. Впервые в истории футбольный клуб заплатил за футболиста криптовалютой. В "Твиттере" можно посмотреть видео этого знаменательного события: турецкий клуб "Харунустаспор" подписывает контракт с 22–летним игроком Омером Фаруком Кироглу, которого приобрел за 0,0524 биткоина (около 440 евро).

Клуб небогатый, сумма небольшая, но главное — это произошло. А в это время британские клубы старались перещеголять друг друга, выкладывая десятки миллионов фунтов за молодых парней. И хотя рекорд этого года принадлежит "Барселоне" (покупка Коутиньо за 120 млн евро), наибольшую активность на рынке проявляют англичане. В вышедшем в январе ежегодном отчете футбольного бизнеса, сделанном компанией Deloitte, среди 20 самых богатых клубов Европы 10 — из английской Премьер–лиги. И это напрямую связано с телевизионным контрактом, который в 2016 году заключила АПЛ: 5 млрд фунтов за три сезона. Далее очевидна голливудская логика шоу–бизнеса: чем больше раскручены звезды, тем привлекательнее зрелище для зрителей. Так что огромные суммы будут выкладываться в надежде на телевизионные поступления. Не доходы от билетов или продажи футболок — это все сопутствующие доходы футбольного бизнеса прошлого века. Хотя стадионы заполнены, а средний чек в день матча — около 100 евро. Но если гранды ("Манчестер Юнайтед", "Манчестер Сити", "Арсенал", "Челси", "Ливерпуль", "Тоттенхэм" — в порядке их доходов в таблице Deloitte) собирают деньги везде (доходы от трансферов Deloitte не учитывает), то середняки АПЛ ("Лестер", "Вест Хэм", "Саутгемптон", "Эвертон") от 65 до 82% (!) доходов имеют от телевидения. И сколько бы ни говорили о "надутом телевизионном пузыре АПЛ", эксперты предполагают, что следующий контракт АПЛ по продаже телевизионных прав вырастет на 10–15% и составит больше 5,5 млрд фунтов.

Поэтому в последний день трансферного окна "Арсенал" купил у дортмундской "Боруссии" габонского форварда Обамеянга за 63 млн евро (СМИ сообщают еще о дополнительных бонусах, которые англичане должны будут заплатить при определенных условиях). При этом лондонский клуб потерял шансы на золото, идет в чемпионате на шестом месте и рискует остаться без Лиги чемпионов.

В "Арсенал" отправится и нападающий "Зенита" Артем Дзюба — но в тульский и на правах аренды.

Однако вернемся к главной сделке января. Не к Коутиньо за 120 млн евро, а к скромному турецкому клубу, заплатившему за футболиста криптовалютой. Это не просто революция в истории футбольного бизнеса, это возможность окончательно перевести профессиональный спорт в мир виртуальной валюты: начиная от трансферов игроков и заканчивая зарплатами, которые получают спортсмены. Здесь новатором выступил датский хоккейный клуб "Рунгстед Сайер Капитал", который предложил своим игрокам получать зарплату в биткоинах. Новый спонсор клуба биткоин–миллионер Никлас Николайсен поменял название домашнего стадиона клуба на Bitcoin Arena, подписал контракт со швейцарской компанией Bitcoin Suisse, которая и будет помогать клубу с процессингом криптовалюты, предложил выплачивать зарплату хоккеистам в биткоинах, при этом в контракте прописаны условия, которые защищают игрока от потери денег в случае резких скачков курса криптовалюты.

Из отчета Deloitte все–таки понятно, чем обеспечены трансферные суммы, которые готовы платить английские клубы за звезд. Например, "Саутгемптон", клуб совсем не элитный, предлагал на этой неделе 30 млн за спартаковца Квинси Промеса. И понятно, что столько этот игрок стоит — но в Англии. В России же футболист такого уровня и с такой трансферной стоимостью существует вне рамок бизнеса.

Впрочем, если привязать контракт игрока к доходам клуба и перечислять зарплату на карту "Мир", то любой легионер задумается не только о фунтах в "Саутгемптоне", но даже о биткоинах.

Новости партнеров
Реклама