Мимо магазинов

СПб. По одежным сетям кризис ударил сильнее всего, отбросив объем этого рынка на 5 лет назад. Задача ретейлеров на этот год — удержаться на рынке, сохранив существующие позиции.

Участники розничного рынка чудес от этого года не ждут, настрой пессимистичный. Ретейлеры предполагают, что оборот розничной торговли по итогам 2018 года вряд ли превысит 1,5–1,6% — это почти в 2 раза ниже базового прогноза Минэкономразвития РФ.
Не добавляют оптимизма и предрекания на этот год известного экономиста и финансового эксперта Михаила Хазина, который прогнозирует продолжение спада российской экономики и обвала всех финансовых рынков. По мнению ретейлеров, в 2018 году потребители продолжат экономить: покупать одежду, электронику и продукты по акциям и в период распродаж, так как причин для роста доходов населения нет. По оценке ВШЭ, в 2017 году 60% потребителей заявили, что им хватает денег только на оплату коммунальных услуг, питание и приобретение товаров первой необходимости. Почти 30% населения не хватает денег на одежду, гласит исследование ВЦИОМ.
Именно по одежной рознице кризис ударил больнее всего. В 2015 году объем fashion–рынка (с учетом обуви и аксессуаров) откатился до уровня 2012 года (2,3 трлн рублей) и последние 2 года практически не растет. Российские ретейлеры публично держат лицо, но кулуарно признаются, что выручка очень упала, маржа сократилась, а продаж по полной цене становится все меньше. Усугубила ситуацию и погода: лето было прохладным, а декабрь — теплым.
Практически в каждом сегменте непродуктовой розницы игроки предсказывают консолидацию, уход мелких сетей и одиночных магазинов. По словам владельца оптовой компании, поставляющей одежду по всей России, среди ее клиентов в регионах закрылось более 30% несетевых магазинов. "В регионах с продажами одежды совсем все плохо, частные предприниматели терпят убытки", — говорит бизнесмен.
С III квартала 2017 года хороший рост продаж в сотовой рознице, электронике, компьютерной и бытовой технике произошел за счет потребительского кредитования. Отдельные игроки рынка говорили, что продажи в кредит в III квартале выросли на 30–40% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Если прогнозы аналитиков сбудутся и доля потребительских кредитов в общей массе выданных займов продолжит расти за счет падения процентной ставки (а важным сигналом для этого считается неоднократное снижение ставки рефинансирования Центробанком в 2018 году), то ссуды станут доступнее. Однако эти кредитные деньги скорее потекут на покупку новой мебели, бытовой техники и новых гаджетов, занятий фитнесом и турпоездок — и снова мимо одежной розницы, предрекают fashion–ретейлеры. Их задача на ближайшие годы — сохранить бизнес.