"Лента" стала четвертым продовольственным ретейлером в России

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Торговая сеть "Лента" по итогам года заработала 365,2 млрд рублей и стала четвертым продовольственным ретейлером в стране. С этой позиции петербургская компания сместила "Дикси", ее выручка по итогам года упала на 9%, до 282 млрд рублей.

Петербургская розничная компания "Лента" по итогам года стала четвертым продовольственным ретейлером в стране. Выручка "Ленты" в 2017 году выросла на 19,2%, до 365,2 млрд рублей, против 306,4 млрд рублей в 2016-м, говорится в сообщении компании. Свои позиции "Ленте" уступила ГК "Дикси", которая не может похвастаться своими показателями — ее выручка по итогам 2017 года составила 282 млрд рублей, упав на 9% к показателю 2016 года, когда компания заработала 311 млрд рублей.
По данным Infoline, по итогам 2016 года третье место по объемам выручки в России занимал французский ретейлер "Ашан", итоги "Ашана" за 2017 год на данный момент неизвестны. Впереди с большим отрывом оставались "Магнит" и Х5 Retail Group. По итогам 2017 года Х5 Retail Group заработала 1,28 трлн рублей, рост выручки — 25,5%. "Магнит" пока не представил свою отчетность.
В 2017 году "Лента" продолжала активную экспансию, вышла с форматом "супермаркет" в Сибирь и на Урал, открыла 40 новых гипермаркетов и 49 новых супермаркетов, торговая площадь выросла на 236 тыс. м2, что соответствует прогнозу компании на 2017 год. Основной вклад в рост "Ленты" внесла ее политика экспансии, так как сопоставимые продажи (LFL) выросли на 0,9%.
"В течение 2017 года мы удвоили сеть супермаркетов, открыв больше магазинов, чем за предыдущие 4 года с момента запуска формата в 2013 году, — комментирует итоги года генеральный директор "Ленты" Ян Дюннинг. —  Кроме того, мы добились заметного успеха в развитии сети в Москве, открыв 10 новых гипермаркетов и 11 новых супермаркетов, увеличив торговую площадь и продажи в четвертом квартале в регионе более чем на 70% год к году".
По словам Яна Дюннинга, компания весьма удовлетворена первыми результатами работы 14 бывших гипермаркетов "НАШ", которые были открыты в ноябре 2017 года под брендом "Лента". Продажи в 11 гипермаркетах, приобретенных "Лентой" у Kesko (сеть "К-Руока". — Ред.) в 2016 году, также показывают отличную динамику роста.
"Способность "Ленты" добиваться успеха в сложных рыночных условиях как с приобретенными магазинами, так и с собственными, подтверждает привлекательность нашего предложения для покупателей. В декабре мы приобрели у ГК "Холидей" 22 супермаркета в Сибири, — продолжает Ян Дюннинг. — В 2018 году "Лента" продолжит предпринимать усилия по наращиванию продаж за счет дальнейшего улучшения покупательского предложения. Мы также ожидаем в текущем году определенных улучшений в макроэкономической ситуации и потребительском спросе".

Конкуренция дверь в дверь

Отрыв "Ленты" ожидаем, считают эксперты. Уже по итогам 2016 года показатели "Дикси" и "Ленты" практически сравнялись. В 2017 году "Лента" продолжала активное развитие, в том числе в новых регионах, в то время как "Дикси" концентрировалась на совершенствовании и оптимизации операционной модели сети. Так, по итогам 12 месяцев 2017 года ретейлер открыл 28 новых магазинов, закрыл 127 магазинов. Торговая площадь сети сократилась на 2,7%.
В декабре совет директоров одобрил делистинг с Московской биржи, предложенный мажоритарным акционером компании Dixy Holding Limited. В первом квартале года "Дикси" закрыла в 5 раз больше магазинов, чем открыла, на этом фоне выручка ретейлера продолжала снижаться, по итогам первого квартала — на 6%. Как считают эксперты, так как у компании отсутствует долгосрочная стратегия, переломить ситуацию "Дикси" будет непросто.
Конкуренция в нише "Дикси" гораздо выше, чем у "Ленты", считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. В отличие от формата гипермаркетов, которые открывает "Лента", магазины шаговой доступности "Дикси" сталкиваются с жесточайшей конкуренцией со стороны "Магнита" и "Пятерочки" и открываются дверь в дверь, что нехарактерно для формата гипермаркетов, считает эксперт.
Что касается амбиций занять третье место, Иван Федяков убежден, что "Лента" догонит "Ашан" не ранее 2020 года, если сохранит текущие темпы роста.