18:5622 января 201818:56
365просмотров
18:5622 января 2018
В конце прошлой недели ситуация с Промсвязьбанком получила несколько неожиданное, но (в определенной мере) логичное развитие – его дальнейшая судьба, судя по всему, будет не похожа на большинство санируемых банков и лежит в области обслуживания оборонной промышленности.
Константин Зусманович, Financial Mechanics:
Тут есть несколько моментов, вызывающих "здоровое любопытство":
1. Сам по себе факт создания специального банка для обслуживания оборонной промышленности в настоящий момент может вызвать определенное понимание. Особенно если абстрагироваться от обсуждения политики и принять текущую политическую реальность как свершившийся факт. Работающий с оборонной промышленностью банк практически неизбежно попадет под санкции, и, как следствие, чрезвычайно желательно, чтобы при этом было как можно меньше "непричастных" пострадавших. Следствием из чего, собственно, и является создание "специального банка для оборонки". Базовые требования к такому банку, на первый взгляд, достаточно просты: размер выше среднего (эта отрасль у нас большая, и банк нужен соответствующий) плюс наличие хорошей филиальной сети. Промсвязьбанк удовлетворяет обоим критериям: он большой и имеет около 300 точек продаж в различных городах, достаточно равномерно распределенных по федеральным округам – за исключением Дальневосточного, в котором их всего четыре.
Однако…
2. Однако Промсвязьбанк в его нынешнем виде вряд ли хорошо приспособлен для работы с оборонной отраслью. Дело в том, что он создавался и развивался как более-менее рыночный игрок, а новая роль, скорее всего, подразумевает достаточно сильный отход от рыночной модели ведения бизнеса. Попробую вкратце обозначить базовые отличия, которые сразу приходят на ум:
2.1. Концентрация риска по отраслям. Или, наоборот, диверсификация… ну, вернее, в данном случае – ее отсутствие. Большинство банков, конечно же, стараются выделить для себя самые интересные отрасли и привлечь клиентов в первую очередь из них, но этих отраслей всегда несколько (порой довольно много) и между ними стараются соблюдать некоторый баланс, в том числе и с точки зрения рисков: если одна из отраслей проседает, то другая вполне может подрасти и компенсировать это. Собственно, и приоритетные отрасли-то выбирают исходя (в том числе) и из таких соображений. В данном случае особого выбора у банка не будет – в первую очередь это оборонка и, соответственно, производство. Другие клиенты, испуганные сначала санацией, а потом и весьма вероятными санкционными последствиями именно для этого банка, начнут достаточно активно разбегаться.
2.2. Размер клиентов/проектов: оборонное производство – само по себе достаточно масштабно и капиталоемко, следовательно (с большой вероятностью), речь пойдет и о проектах развития, причем крупномасштабных и долгосрочных. А это уже специфика работы так называемых банков развития, к которым, безусловно, относится ВЭБ, но никак нельзя отнести Промсвязьбанк.
2.3. Закрытость клиентов с точки зрения информации – для оборонных предприятий и проектов это естественно, но вряд ли привычно для банковских специалистов, привыкших работать, например, с кредитными и инвестиционными рисками – для анализа рисков каждого объекта финансирования кредитному/инвестиционному аналитику нужно довольно много знать об этом самом объекте и том, что с ним связано…
2.4.Впрочем, работа с такими рисками в оборонной отрасли вообще, полагаю, должна носить весьма специфический характер – коммерческая успешность проекта и даже возвратность кредитных/инвестиционных средств могут достаточно часто отступать на второй план перед, скажем так, другими приоритетами.
3. То есть, по сути, рыночному игроку предстоит переквалифицироваться в государственный банк, совмещающий в себе (скорее всего) еще и банк проектного финансирования, да еще и сконцентрированный преимущественно на одной отрасли. Задача не то чтобы непосильная, но, даже без разговоров о необходимой докапитализации и прочих глобальных моментов, чрезвычайно сложная чисто организационно – будем надеяться, что со временем она не начнет напоминать анекдот о мышках, которым филин посоветовал стать ежиками для того чтобы их не ели совы... а на вопрос как? ответил, что его дело определить стратегию, а тактика – дело вторичное.
4. Это, помимо всего прочего, принесет еще и огромные изменения не только для самого банка, но и для и работающих в нем людей – другая модель работы потребует радикальных изменений, и пока можно только гадать, насколько они будут масштабными и как именно будут проводиться.
Также напоследок хочется отметить, что случай Промсвязьбанка, и ранее выделявший его среди трех крупных попавших под санацию в конце 2017 года кредитных организаций, скоростью развития событий и накалом взаимных обвинений между собственниками банка и ЦБ, приобрел новые оттенки. Которые, в сочетании со все той же скоростью развития событий, выглядят все более увлекательно…
Авторские колонки и блоги читайте на странице blog.dp.ru