Главные вызовы для микрофинансистов в 2018 году

Одним из ключевых рисков для микрофинансовой отрасли в 2018 году останется регулятивный. Дело в том, что с 1 января текущего года микрофинансовые организации должны перейти на так называемый Единый план счетов, что на практике означает переделать всю свою систему отчетности в соответствии с новыми требованиями — на фоне того, что пока никто не знает, как на практике применять это новое законодательство.

Александр Шустов, генеральный директор МФК "Мани Фанни":
Нововведение предполагает составление отчетности по стандартам МСФО, а значит, необходимо будет нанимать новых специалистов, способных перевести старый формат отчетности, в котором было 73 счета первого порядка, в новый, где 172 счета первого порядка и 1302 счета второго порядка. Также в МСФО, в отличие от РСБУ, учет стоимости активов и обязательств осуществляется с учетом временной стоимости денег и дисконтирования. На рынке труда зарплата аналитика, разбирающегося в МСФО, начинается от 80 тыс. рублей в месяц, а стоимость программного обеспечения для перехода на единый план счетов — от 2 млн рублей и выше. Все эти расходы снизят рентабельность микрофинансовых компаний, но сделают их отчетность прозрачнее, в том числе и для инвесторов. Других регулятивных изменений пока не ожидаем, требования к капиталу МФК, скорее всего, останутся прежними.
Объем рынка микрофинансирования в 2018 году может сократиться на 15–20% за счет ухода с рынка небольших и серых компаний. При этом средний размер микрозайма, по нашим прогнозам, останется прежним — около 50 тыс. рублей. Как обычно, в течение года отдельные законотворцы будут привлекать к себе внимание законопроектами о запрете деятельности МФО: обычно такое предложение вносится в Думу одним–единственным или двумя депутатами, собранных подписей или поддержки какого–либо комитета или фракции у них нет, и дальше внесения дело не идет, но из года в год ситуация повторяется, депутаты пытаются заработать на этом некие очки у электората.
После выборов общий уровень жизни в стране вряд ли начнет быстро расти, что будет означать рост спроса на услуги МФО. Бюджетный дефицит будет вынуждать власти предпринимать шаги по наполнению казны с помощью налогов и сборов, а также реформировать пенсионную систему: массово выходит на пенсию многочисленное поколение 1950–х годов, в трудоспособный возраст входит поколение 1990–х, гораздо менее многочисленное. И система, когда сегодняшние занятые делают взносы в Пенсионный фонд для выплат текущим пенсионерам, в этой ситуации не справляется с обязательствами. С большой вероятностью будет повышен пенсионный возраст или изменена система начисления пенсионных баллов.
Это будет означать падение уровня жизни пенсионеров, которым вместо государства будут больше помогать дети и внуки, сокращая собственное потребление. Спрос на короткие деньги под высокий процент будет увеличиваться, особенно на фоне того, что реальные заработные платы и доходы населения снижаются уже 12 кварталов подряд, примерно на 5–6% в год.