Совхоз лицом: как прошла в Петербурге встреча Павла Грудинина с избирателями

Автор фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Встреча кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина с избирателями показала, что бороться с Путиным вместо вечного Геннадия Зюганова будет новый коммунист, который придерживается левых взглядов, но при этом часто напоминает классического западного политика.

Послушать кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина пришло огромное количество людей. Здание бывшего кинотеатра "Колизей" было забито под завязку. Занят не только основной зал, но и малый. И там, и там людям не хватало места, сидеть им приходилось на полу. Пара пенсионерок пришли подготовленными - со своими складными стульями.
Грудинин опаздывал на встречу на сорок минут. Чтобы в ожидании кандидата в президенты люди не скучали, им показывали фильм о деятельности Павла Грудинина и успехах совхоза им.Ленина, которым он владеет. Надо отдать должное – фильм сделан очень качественно, если не считать наличия устаревших штампов, вроде прогулки вглядывающегося в даль кандидата с перекинутым через плечо пиджаком, что напоминало предвыборные ролики 1990-х. Любопытно, что в ролике не было ни одного зимнего кадра - все фрагменты сняты в теплое время года. Это наводит на мысль, что кандидатуру Павла Грудинина выбрали все-таки не поздней осенью, как рассказывают, а довольно давно, и его команда готовилась. Конечно, может быть, что фильм снят сейчас и в кратчайшие сроки просто склеили нарезку из старых кадров, но тогда надо позавидовать бизнесмену – его PR-служба освещает каждый его шаг получше, чем у многих глав регионов.
Стоит отметить, как держится кандидат в президенты на публике. Утром он встречался на пресс-конференции с журналистами, но там оценить его было сложно – представителя коммунистов завалили вопросами СМИ, связанные с Евгением Пригожиным, фактически сорвав мероприятие. А вот в "Колизее" уже Грудинин правил балом. Когда после приветственной речи лидера городского отделения КПРФ Ольги Ходуновой слово взял сам кандидат, то он не стал ораторствовать с кафедры, а спокойно вышел вперед к зрителям, по дороге застегивая пиджак, свободно встал и стал уверенно рассказывать о себе. Российские политики, а члены КПРФ особенно, часто грешат топорными лозунгами и нечасто умеют так спокойно общаться со своими избирателями. На фоне выступлений Геннадия Зюганова Грудинин, например, выглядел куда свежее.
Правда, текстовая часть не отличалась глубиной и прогрессивностью и была в общем популистской и рассчитанной на ностальгические чувства возрастной аудитории. "Сильная Россия – это бесплатная медицина, бесплатное образование, беспроцентные ссуды на дом, как у нас в совхозе. Это отсутствие коррупции, справедливый суд, - рассказывал Павел Грудинин, расхаживая по сцене. – Я человек не бедный, но я за прогрессивный налог. Богатые должны платить налогов больше бедных, а бедные вообще не должные его платить". С другой стороны, какой электорат, такая и программа.
Затем пошли выступления делегатов из разных регионов и просто известных людей, среди которых был депутат Госдумы от КПРФ режиссер Владимир Бортко и писатель Герман Садулаев. Все они говорили одни и те же привычные слова: в России проблемы с экономикой, население нищает, КПРФ - единственная реальная оппозиция, мы должны строить социализм и работать в интересах народа, а не правящей кучки олигархов. Кроме того, каждый считал своим долгом рассказать о программе Грудинина, возможно, предполагая, что не все сидящие в зале ее читали или прочитают в будущем. Хотя на 95% зал состоял из пожилых людей – то есть традиционный электорат КПРФ, а их за советскую власть агитировать довольно глупо.
Стоит отметить, что во время всех выступлений ни разу не были названы имена других кандидатов. Несколько раз сказали "наш президент", без упоминания имени, и звучала фраза про "этих кандидатов против всех" – явная отсылка к Ксении Собчак. В целом выступления были публике очевидно скучны, так что в зале стали кричать: "дайте слово Грудинину". Игнорировать эти крики было незачем, и кандидат перешел к ответам на вопросы из зала, которые все это время в записках передавались на сцену.
В первом же вопросе Павла Грудинина спросили, почему его не пускают в эфиры телеканалов. "Они нас просто боятся. После того, как нас пару раз позвали и показали нашу программу, наш рейтинг резко вырос и нас закрыли, - рассказывал кандидат, который вообще-то в телевизионных программах на федеральных каналах появляется довольно регулярно. – Мы их пугаем, потому что сами по себе и не согласованы людьми из администрации президента". Отвечая на следующие вопросы, бизнесмен заявил о необходимости национализации природных ресурсов России, предложил отменить систему "Платон" и плату за капитальный ремонт, выказав некоторое знакомство с болевыми вопросами, хотя и несколько утративших актуальность. А вот на предложение восстановить Госплан зал отреагировал лишь парой жидких хлопков. Смехом и аплодисментами встретил зал предложение не строить "за бешенные деньги эти гигантские арены", а развивать спорт. "В Финляндии на каждые 25 тыс. жителей строят стадион", - рассказывал Павел Грудинин.
Не смог он обойти и тему журналистов. Отвечая на вопрос, не боится ли он, что его убьют в случае победы на выборах, он заявил, что его защитит народ (впрочем, бояться Павлу Грудинину, кажется, нечего). При этом прессу кандидат обвинял в работе на Кремль. Стоит отметить, что Павел Грудинин умудрился всего за несколько дней после выдвижения поссориться с журналистским сообществом, заявляя, что вся пресса продажная. Его в чем-то можно понять, если посмотреть на откровенное провокационное поведение "пригожинских СМИ" на утренней пресс-конференции.
Надо заметить, что после окончания мероприятия Грудинина еще довольно долго не отпускали люди. Те, кто помоложе, пытались сделать селфи, а остальные просили автографы и обращались с предложениями. Например, одна женщина просила построить театр, которым она же будет руководить, кто-то спрашивал, как устроиться на работу в совхоз бизнесмена. В итоге Павла Грудинина пришлось уводить практически под охраной, но перед уходом он, как и любой кандидат, обещал просмотреть и ответить на все поступающие к нему просьбы.