18:2021 декабря 201718:20
1408просмотров
18:2021 декабря 2017
Выпускникам университетов, получившим юридическое образование, «весьма сложно найти себя на рынке труда, и уровень их средних заработных плат также один из самых низких». В России наблюдается отклоняющаяся от нормы популярность таких специальностей, как юриспруденция и госуправление, говорится в исследовании профессора Университета Индианы в Блумингтоне (США) Михаила Алексеева и экономистов Тимура Натхова и Леонида Полищука из Высшей школы экономики (ВШЭ), пишет РБК.
Глеб
Задоя
, руководитель департамента аналитики компании «АНАЛИТИКА Онлайн»:
Популярность юридических и экономических специальностей базируется на нескольких «китах». Стартовая зарплата у молодых специалистов начинается от 15 до 35 тыс., в зависимости от региона; профессионалы в этих областях зависят только от своих знаний и могут начинать свой бизнес при обладании определенных качеств. Родители молодых людей в 90-е годы сформировали мнение, которое поддерживают до сих пор, что эти специальности точно прокормят семью. И на телевидении реклама хорошей жизни крутится постоянно, где самые обеспеченные люди – экономисты, юристы и маркетологи, которые, если поглядеть со стороны, особо ничего не делают и много получают, ведь это мечта большинства молодых людей (и не молодых также)!
Молодежь не готова идти к успеху долго и постепенно, им нужно всё и сразу. Конечно, это далеко не все молодые люди, как и их родители, но общественный заказ на специальности экономиста и юриста имеется. К сожалению, этот заказ уже несколько лет не подтверждается ни вузами, ни бизнесом. Слишком много вузов открыли экономические и юридические факультеты, из-за чего качество образования резко упало и многие современные «специалисты» недостойны работать даже в смежных областях, а запрос на хорошие кадры возрос как никогда. Бизнес также получил необходимое количество юристов и экономистов для заполнения своего функционала, но это повлекло за собой насыщение рынка, его специализацию и снижение уровня зарплат в секторе (официальных выплат). Кроме того, бизнес столкнулся с проблемой раздувания штатов, когда вместо одного сотрудника трудится несколько с таким же (если будет отбор) КПД, как у того одного. Прирост рабочих мест налицо, а вот эффективность управленческого аппарата падает. И если у юристов еще есть возможность переучиться и устроиться в госорганы или перейти в смежные области юриспруденции, то экономисты в последнее время получают один удар за другим. Автоматизация многих банковских функций, масштабная чистка финансового сектора, а также сложность адаптации к постоянно изменяемым условиям ведения бизнеса в финансах отправляют тысячи сотрудников из экономического блока в смежные отрасли – бухгалтерские и интернет-площадки. Смежные области, в свою очередь, также развиваются и автоматизируются, что готовит стране новые порции в большинстве своем узкоспециализированных сотрудников.
Если же посмотреть выводы ВШЭ по развитию институтов государства и вовлеченности молодежи, согласно развитости производства и частного права, то получается, что в США производства нет, а частное право работает только для избранных, ведь экономисты и юристы там – это самые уважаемые люди во всех регионах, кроме Силиконовой долины, Голливуда и Гарлема. Там свои герои – хакеры, звезды кино и рэперы. К сожалению, доклад содержит недостаточно полные данные для сделанных выводов, требуется еще не один десяток параметров и труд десятков специалистов, чтобы выстроить модель зависимости между выбором молодежи в учебе и устройстве в жизни и институциональными реформами в регионах (насыщенность инфраструктуры и использование госорганами своих прав и обязанностей).