Никита Трунов, операционный директор Аladdin Все статьи автора
20 декабря 2017, 10:45 315

Как "уберы" растят мастеров

 Пару лет назад Uber приобрел такую популярность, что выражение Uber for X стали использовать для любой похожей стартап–модели.

Никита Трунов, операционный директор Аladdin:

Убер–модель пришла в те сферы, где классические сервисы и компании стали слишком медленными и неповоротливыми. Рынок оказался готов: тотальное распространение гаджетов и стремление сэкономить время позволили быстро экстраполировать модель практически на все сферы жизни.

В России максимальный потенциал рынка пока наблюдается в мегаполисах и затрагивает в основном такие сферы, как такси, доставка товаров и мелкие бытовые услуги — от уборки до ремонтных работ. По нашим оценкам, потенциально достижимый рынок бытовых услуг, работающих по модели Uber, сегодня составляет 6,9 млрд рублей. К примеру, рынок доставки еды способен достигнуть 4,5 млрд, а бьюти–услуг — 5,2 млрд. И это с учетом того, что в наши дни убер–модель занимает не более 5% рынка услуг. Можно спрогнозировать, что в ближайшие 10–15 лет ситуация изменится и убер–сервисам перейдет около 30% рынка.

Как собрать работников–исполнителей, не будучи популярным сервисом, и как раскрутить сервис, не имея набора исполнителей, — классическая "проблема роста" убер–стартапа. Особенно непросто тем, кто собирается предлагать услуги "мастера на час". Многие такие мастера не готовы принимать заказы на смартфон, они часто и вовсе пользуются кнопочными "звонилками" — так отсеивается до половины потенциальных исполнителей. Радует, что на смену им приходят молодые ребята, которые хотят зарабатывать, будучи самозанятыми работниками.

Получается, сегодня убер–сервисы выполняют и социальную функцию: формируют новые вакансии и возрождают спрос на рабочие специальности. Это коррелируется с ростом интереса к среднеспециальному образованию: в 2017 году 59% выпускников 9–х классов выбрали его — это более 976 тыс. первокурсников, по сравнению с 2016–м годом их число выросло на 42 тыс., а если сравнивать с 2015–м, то на 66 тыс.

Вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе убер–компании будут создавать собственные центры профессиональной подготовки и сотрудничать с учебными заведениями. Это позволит им готовить высококлассных клиентоориентированных специалистов и сразу обеспечивать их работой. Такие программы подготовки специалистов в России уже реализуют большие промышленные компании. Вполне логично, что и убер–сервисы, твердо встав на ноги, могут приступить к подготовке кадров в соответствии с собственными требованиями и профессиональными стандартами. По крайней мере, мы уже всерьез задумываемся о такой перспективе развития.

Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП " .

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама