Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров и заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Петр Яковлев.
15:2718 декабря 201715:27
3017просмотров
15:2718 декабря 2017
В следующем году УФАС Петербурга будет проверять все зарегистрированные ими, но отозванные жалобы, чтобы остановить работу "профессиональных жалобщиков". Запретить жаловаться УФАС не может, поэтому мотивирует заказчиков не вести переговоры с потенциальными вымогателями.
УФАС Петербурга вводит практику тотальных проверок отозванных жалоб на государственные закупки, чтобы обуздать индустрию "профессиональных жалобщиков". О будущем эксперименте в понедельник рассказал замглавы управления Петр Яковлев.
Эксперимент начнется в феврале-марте следующего года, и если его признают успешным, то практику будут применять постоянно.
"Профессиональный жалобщик" на сленге антимонопольщиков — это юридическое лицо или человек, который не участвует в закупке, однако жалуется на нее в антимонопольную службу. Часто это общественные организации, например Общероссийский народный фронт или Фонд борьбы с коррупцией, которые борются с нарушением антимонопольного законодательства. Однако среди жалобщиков есть и те, кто блокирует процедуру в корыстных целях.
"Как правило, в подобных жалобах указывается контактный телефон, и, вполне вероятно, основная цель жалобы, чтобы заказчик по этому телефону позвонил и поговорил на предмет ее отзыва", — заявил Петр Яковлев.
За 9 месяцев 2017 года заявители отозвали 352 жалобы. За то же время 2016 года отозвали 416 претензий. По оценкам Петра Яковлева, доля "профессиональных" жалоб среди них не превышает 25%.
ФЗ-44, регулирующий государственный заказ, фактически не ограничивает круг лиц, которые могут писать жалобы на проводящие закупки организации. Следовательно, воздействовать УФАС может только на заказчиков.
Антимонопольщики ожидают, что внеплановые проверки всех отозванных жалоб повлияют на заказчиков и им станет невыгодно договариваться с недобросовестными "жалобщиками". Если антимонопольная инспекция выявит сговор между заказчиком и заявителем жалобы, то накажут их обоих. "Хотим убрать почву для подводных переговоров между заказчиком и "жалобщиком". Лишить заказчика смысла выступать с ними в хоть какие-то переговоры", — пояснил Петр Яковлев.
Также в УФАС отметили, что возможен и другой способ осложнить жить "жалобщикам" — ввести пошлину на претензии. Инициативу тем не менее, по мнению антимонопольщиков, вряд ли введут в ближайшее время.
Один из самых ярких примеров отзыва жалоб за последний год случился во время закупки мебели для "Невской ратуши" за 413 млн рублей. В ноябре жаловаться передумал председатель совета директоров "Севзапмебели" Юрий Саркисян. Заявку компании на участие в конкурсе отклонили из-за технических ошибок, а жалобу "Севзапмебель" отозвала ввиду патриотизма и нежелания "подставлять" губернатора.