Между нами тает лед

История с неожиданной помощью ЦРУ российским спецслужбам имеет большое дидактическое значение.

Пока петербуржцы беззаботно проводили очередные выходные, в городе, оказывается, чуть не взорвали Казанский собор. Это должно было произойти то ли 16, то ли 17 декабря. О том, что задержана группа террористов, планировавших взрывы смертников "в одном из культовых сооружений, а также… в местах массового нахождения людей", ФСБ сообщила в конце минувшей недели. Обезвреженный 18–летний Евгений Ефимов, изготовлявший бомбы, дает признательные показания. Задержаны еще четверо — Антон Кобец, Шамиль Омаргаджиев, Фируз Калавуров и Алисхан Эсмурзиев. Последние трое, впрочем, утверждают, что случилась провокация и взрывчатку им подбросили.
Самое удивительное, впрочем, выяснилось чуть позже. Оказалось, что предотвратить теракт удалось благодаря американцам, и объявил об этом лично президент РФ, который позвонил своему американскому коллеге и прямо–таки поблагодарил его, как цитирует пресс–служба Кремля, "за переданную Центральным разведывательным управлением США информацию, которая помогла выйти на след, обнаружить и задержать группу террористов, готовивших взрывы в Казанском соборе Санкт–Петербурга, а также в других людных местах города". И попросил передать благодарность директору ЦРУ и разведчикам. Ну и Дональд Трамп, конечно, ответил, что всегда рад помочь.

Изоляция или сотрудничество?

Можете ли вы припомнить, когда в последний раз российские власти благодарили за что–то американского президента, а тем более ЦРУ? Более того, если верить кремлевскому коммюнике, то именно "полученная от ЦРУ информация оказалась достаточной для розыска и задержания преступников". То есть российским спецслужбам оставалось уже только исполнить. И в каком–то смысле заявление Владимира Путина, наверное, могло прозвучать для них не очень приятно. Получалось, что их работу за них сделал вероятный противник.
Но для российского президента оказалось важнее продемонстрировать факт сотрудничества с лидером западного мира. Санкции санкциями, как бы говорит он, Сирия Сирией, хакеры хакерами, но вот ведется сотрудничество–то, вполне полезное и наглядное. Пусть и по отдельным вопросам.
И российский избиратель, собирающийся на выборы президента, должен после этого все понимать. Значит, и изоляция — не совсем изоляция, и противостояние — не совсем противостояние. Да и нормальные мужики–то на самом деле эти американцы. Царь у них хороший, и Путин с ним на короткой ноге. Бояре просто так себе. И сотрудники ЦРУ — они не только умеют, что Чубайсу нашептывать, как половчее Россией торговать (3 года назад тот же Владимир Путин произвел немаленький шум, заявив, что в окружении Анатолия Чубайса работали кадровые офицеры ЦРУ). Они и помогут в трудную минуту.
К таким предупреждениям, правда, надо относиться внимательно. Иногда последствия бывают непредсказуемыми. Вот, например, в свое время, после теракта в Нью–Йорке и вторжения в Афганистан, российские спецслужбы сообщили американским, что Саддам Хусейн тоже готовит против США теракты. И Джордж Буш — младший тоже поблагодарил за эту ценную информацию. А затем взял и начал против Ирака военную операцию. Чтобы, как стало принято говорить позже, бороться с угрозой превентивно и на дальних подступах.
Что было потом, всем хорошо известно — Хусейна повесили, но за это вторжение Вашингтон наелся по горло. И больше всех старались те, кто и предупреждал о терактах. А мы, пожимал плечами Владимир Путин, делились информацией о том, что режим Хусейна теракты готовит, а не о том, что он к ним причастен. Хотя в других ситуациях любит приговаривать, что превентивные военные операции для того и нужны, чтобы не доводить дело до крови.

Еще один вывод

В общем, с Ираком в итоге нехорошо вышло. Но Владимир Путин, кажется, вовсе не собирается повторять ошибки Джорджа Буша — младшего. Тем более что вторгаться ему особенно и некуда, ведь 4 / 5 задержанных — выходцы из российских регионов, а двое так и вовсе славяне.
Сами–то сотрудники спецслужб люди служивые. У них работа. И, соответственно, рабочие отношения. А вот телезритель должен сделать еще один вывод — внутренний враг сегодня страшнее внешнего. И не в американцах дело, и даже не в национальных меньшинствах. Нет смысла дискутировать о визовом режиме со странами Средней Азии, когда Казанский собор собирается взорвать парень по фамилии Ефимов.
Ну а что делать, когда перед выборами поднимают голову внутренние враги, — это люди уже и сами должны сообразить, не маленькие.