Атлас юридического рынка Петербурга

Завершающийся 2017 год юридические компании Петербурга провожают на подъеме. Причем рынок порадовали не только практики споров, банкротства и уголовной защиты бизнеса, но и классические мирные сделки.

Corporate, Commerce, M&A

По иронии рынка лидером корпоративной практики в 2016 году стала фирма Pen&Paper, которая специализируется на корпоративных конфликтах, а не на обычных сделках. В 2017 году респонденты "Атласа" отметили возвращение к мирной корпоративной практике: доходы у фирм, сопровождающих классические M&A, выросли на 10–25%, и возглавит этот сегмент, вероятно, традиционный лидер — Baker&McKenzie.
Лидер по доходам от коммерческой практики — CLC. И хотя показатель снизился с 74 млн в 2016 году до 60 млн в 2017–м, фирма почти вдвое опережает ближайшего конкурента — "ЛексКледере консалтинг", который вырос до 32 млн рублей. Как правило, для разрешения вопросов коммерческой практики компании используют внутренних юристов (инхаусов), рассказала управляющий партнер CLC Наталья Шатихина.
Интересная деталь: судя по ответам респондентов "Атласа", на рынке происходит укрупнение игроков. Доходы больших компаний выросли на 7–10%. Небольшие фирмы заработали меньше, чем в прошлом году, на 10–15%. Лидером по темпам увеличения команды в практике CCMA стал Dentons, который переманил из Borenius юриста Вячеслава Гареева и советника Сергея Федорова. Зато оставшийся верным "Борениусу" руководитель практики "Сделки и корпоративное право" Алексей Никитин стал партнером фирмы.

Недвижимость

Совокупные доходы фирм–респондентов "Атласа" от консалтинга в сфере недвижимости и строительства превысили 1 млрд рублей. В пользу юристов, по мнению партнера "Дювернуа Лигал" Игоря Гущева, сыграла стабилизация на рынке. Самой "Дювернуа" эта практика принесла 84 млн рублей (+16% к 2016 году).
Уходящий год, считает руководитель практики недвижимости и строительства Rightmark group Евгения Петрова, запомнится рынку нововведениями в сфере долевого строительства. Выросло число запросов на предупреждение рисков инвестирования в долевку со стороны компаний. На недвижимости в 2017 году фирма заработала 56 млн рублей (+5% к 2016 году). Другая популярная ниша — защита подрядчиков, получивших государственные строительные подряды. Уменьшение неустойки за просрочку и защита при взыскании банковской гарантии принесла ИПП в 2017 году около 86 млн рублей.

Инфраструктура и ГЧП

Если на рынке строительства все стабильно, то смежный ему рынок инфраструктуры и ГЧП катится вниз. В этом году доходы практики и близко не подошли к итогам 2016 года. Без работы остались более 30 юристов, упала и нагрузка (на 1,2 тыс. часов). К примеру, в ГК "Консалтум" констатировали выручку ноль. Это самое радикальное падение: годом ранее фирма заработала 15 млн рублей. Крупнейшим перемещением года стал переход партнера по ГЧП "Максима лигал" на ту же должность в петербургский офис Dentons. Взамен "Максима" переманила Наталью Дятлову из московского офиса Dentons.

Труд и миграция

В Петербурге за год почти не изменилась доходность трудовой практики. Однако изменение миграционных потоков (все меньше иностранных специалистов стремится в Россию, и все больше — из нее) отрицательно сказалось на доходах юристов от миграционной практики. При этом участились случаи юридической поддержки увольнения конфликтных работников самого разного уровня. Всего ТК РФ принес Forte Tax&Law почти 6 млн рублей. Не обошлось и без "миграции" юристов: руководитель этой практики "Пепеляев групп" перешел в BakerMcKenzie на должность партнера. У "Пепеляева" поисковик на официальном сайте по этой практике юристов в Петербурге больше не находит.

Административная

Большинство юрфирм отмечают сохранение доходов от взаимодействия бизнеса с госорганами на прошлогоднем уровне. При этом игроков в этом сегменте все больше: к ним присоединились G3, "Хренов и партнеры", "Юридическое бюро №1", которые заработали на административной практике по 1–5 млн рублей.

Налоговая

Доходы юристов от налогового консалтинга стабильно растут на протяжении 3 лет, и в 2017 году, по ощущениям игроков, ситуация не изменилась. При этом резко выросла нагрузка: "Основной объем работы был связан с теми сюрпризами, которые наши законодатели и правоприменители преподнесли бизнесу", — комментируют этот тренд участники рынка.
Налоговые споры, которые играли первую скрипку в 2016 году, по их словам, в этом году отступили на второй план: разумные бизнесмены теперь стараются не привлекать излишнего внимания ФНС. "Бизнес понял, что лучше заранее минимизировать налоговые риски, чем доказывать свою правоту в суде", — отметил партнер "ЛексКледере консалтинг" Александр Вестников, заработавший на этом 25 млн рублей (в 4 раза больше, чем в 2016 году).
Крупнейшим трансфертом игроков в сегменте налогов стал переход Василия Маркова и еще семи юристов из петербургского офиса Deloitte в Dentons на позицию партнера налоговой практики.

Международная

Многие крупные российские фирмы в 2017 году стали обращать внимание на международный правовой рынок, который до сих пор был прерогативой петербургских офисов транснациональных фирм: валютная выручка в годы финансовой нестабильности никому не повредит. Об альянсе с английской фирмой Bivonas Law объявила петербургская фирма Pen&Paper, меморандум об ассоциации с GRATA International подписала фирма "Лигал студио". Открытый незадолго до кризиса офис в Сингапуре продолжает развивать "Прайм Эдвайс". Усилия уже приносят первые плоды: доходы от международной практики у фирм в 2017 году выросли в среднем на треть.

IT/IP

Эта практика продолжает рост: при этом число кейсов падает, но сложность и доходность их растет. По словам партнера бюро патентных поверенных "Городисский и партнеры" Виктора Станковского, значительно выросло количество дел по патентной практике. Компании стали чаще сами патентовать изобретения, и это во многом следствие политики Роспатента, упростившего подачу заявок на патент. Ввиду растущего спроса в "Городисском и партнерах" наняли еще троих специалистов, а выручка за год выросла на 25% (до 67 млн рублей). В практике усиливается консолидация: профильные фирмы теснят универсальные. Доходность последних снизилась до 50% за год. Крупнейшая трудовая миграция в сегменте IT/IP в уходящем году была замечена в EY: весной петербургский офис фирмы расстался с руководителем группы IT/IP Игорем Невзоровым, который увел за собой 10 юристов. Пятеро из них стали его партнерами по новой фирме Claims, которая полностью специализируется на IT/IP, остальные — советниками и юристами. В Dentons советник по этой практике Георгий Пчелинцев дорос до позиции партнера. А в Borenius партнером стал советник по IT/IP Павел Савицкий.

Разрешение споров

2017 год выдался богатым на судебные споры. Самая доходная практика сохранила свой статус и принесла юристам свыше 1,7 млрд рублей. Важная деталь: рост доходности практики ожесточил и конкуренцию — в 2017 году крупные и средние фирмы съели выручку небольших. Так, у Института проблем предпринимательства эта практика выросла более чем вдвое (с 84 млн до 174 млн рублей), "Дювернуа" прибавил в судах 12% (со 181 млн до 205 млн рублей), "Консалтум" вырос более чем вдвое (с 30 млн до 80 млн рублей), "ЛексКледере консалтинг" — на треть (с 24 до 30 млн), "Райтмарк групп" — на 15% (с 40 млн до 47 млн). В то же время у многих небольших фирм судебные доходы упали.

Банкротство

Количество банкротств растет, и это подтверждается как юристами, так и ростом доходности практики. Самым впечатляющим ростом (при сохранении прошлогоднего объема работ) похвастался "Консалтум" (с 2 млн до 50 млн рублей). Лидер рынка "Прайм Эдвайс" рассказал об "устойчивом росте, сопровождавшемся некоторой кадровой ротацией". Подросла выручка от банкротств у CLC (с 90 млн до 113 млн), РАУД (с 22 млн до 38 млн), "ЛексКледере консалтинг" (с 22 млн до 32 млн) и у многих других. При этом компания "РАУД" похвасталась самым серьезным расширением штата: она в этом году привлекла сразу семерых новых юристов–банкротчиков.

White collar crime

Криминальные белые воротнички приносят юристам (в первую очередь адвокатам) все больше денег и работы. Лидер рынка — фирма Pen&Paper — сумел в этом году повторить прошлогодний рекордный результат (более 300 млн рублей). "Дювернуа" это не удалось (выручка упала со 150 млн до 140 млн), но фирма продолжает укреплять команду "уголовников": она привлекла четырех новых адвокатов.
CLC, сохранившая третье место среди крупнейших WCC–консультантов Петербурга, нарастила обороты (с 88 млн до 95 млн), команда из пяти адвокатов осталась у нее неизменной. При этом растет практика и у сравнительно небольших игроков: так, группа G3 заработала на "уголовке" на треть больше, чем в 2016 году (8 млн против 6 млн) и наняла в эту практику двух новых юристов.

Морское право

Параметры практики в целом остались на прежнем уровне. Рынок морских грузоперевозок постепенно растет, что поддерживает и доходы юристов. Также плавно в 2017 году поменялся характер обращений, которые поступали в фирмы. "Если в 2015–2016 годах люди больше обращались к нам в связи с неплатежами за обслуживание судов, то теперь больше запросов связано со строительством и приобретением флота, в том числе и с публичных торгов", — рассказал управляющий партнер "Инмарин" Кирилл Маслов. Сам он, несмотря на небольшое падение выручки, команду сохранил. Интересно, что конкуренцию специализированным фирмам в этом небольшом сегменте начинают составлять крупные универсальные компании: ЕПАМ нарастил команду "маринистов" с трех до четырех человек, CLC — с одного до двух юристов.

Медицинское право

Для бюро "Онегин групп" 2017 год стал существенно более доходным, чем 2016–й. Последние 2 года компания отходит от работы с физлицами в сторону клиник. "Онегин" втрое увеличил количество постоянных клиентов среди медицинских компаний (до 99), что принесло свыше 153 млн рублей дохода в 2017 году. Эта фирма по–прежнему подавляющий лидер всей практики, занимающий более 90% сегмента.

Семья и наследство

Многие юристы отмечают растущий интерес к теме семьи (в частности, к разводам): супруги бизнесменов играют все возрастающую роль не только в кредитовании бизнеса, но и в принятии важных корпоративных решений. В этой связи ряд фирм ("Ивановы и партнеры", "Альта–юр") сделали семейную практику своей основной специализацией. И даже далекие от этой темы фирмы завели по одному–два юриста.