Куда приведут рост онлайна и усиление надзора

 

Отрасль финансовых технологий сегодня испытывает влияние растущего сегмента небанковских займов, с одной стороны, и перераспределения клиентов из традиционного банкинга в онлайн — с другой. За первые 9 месяцев 2017 года рынок небанковского онлайн–кредитования в РФ, согласно исследованию MoneyMan, вырос почти в 3 раза, а количество заемщиков МФО, по данным ЦБ, увеличилось на 64% — до 5,1 млн человек. Среди факторов роста этого рынка, как отмечал зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин, — недоступность банковских кредитов. Также влияет падение уровня реальных доходов населения.
Почти половина всех МФК в России в той или иной степени работают онлайн, другая половина задумывается об этом. Тем не менее дистанционная выдача кредитов останется уделом крупных компаний: чтобы ее обеспечивать, нужны существенные технологические и кадровые ресурсы. Доля таких игроков будет расти, и рынок ждет неизбежная консолидация по примеру банковского.
Пока же рынок в начале развития. Уровень проникновения Интернета в РФ близок к 75%, доля клиентов банков, которые пользуются цифровыми каналами, чуть больше 30% — эти цифры, стоящие рядом, обнадеживают. По данным опроса McKinsey, 65% розничных клиентов банков готовы покупать банковские продукты онлайн. Этот показатель сравним с Европой (около 70%) и выше, чем в Северной Америке (55%). Проникновение финтехуслуг в РФ может увеличиться в 2 раза, пишут аналитики EY.
Растущий спрос вызывает интерес государства к сегменту. Но мягкое регуляторное давление на руку добросовестным игрокам. Унификация и формализация отчетности, усиление требований к величине капитала и аудиту со стороны ЦБ делают рынок более прозрачным и понятным для кредиторов и инвесторов. Разумная регуляция помогает рынку. Например, в Великобритании государство требует от банков в случае отказа от кредитования малого и среднего бизнеса предлагать потенциальным заемщикам альтернативные источники финансирования.
С развитием технологий откроются новые рынки: банковское кредитование станет более доступным, появятся новые инструменты и инвестфонды. Так, в августе ID Finance и Da Vinci Capital запустили фонд финансовых технологий на $200 млн FinTech Credit Fund, сосредоточившись на кредитовании технологических компаний финансового сектора. Baring Vostok и Vostok Emerging Finance вложили до $20 млн в сервисы "Рево" и "Сорсдата". В 2018 году этот тренд продолжится. Также подъем технологий и рост доступности розничного фондирования позволит диверсифицировать продуктовую линейку, микрофинансисты сосредоточатся на различных клиентских или нишевых сегментах. Несомненно, в рост пойдет залоговое кредитование (например, под залог ПТС), p2p– и pos–кредитование. Будут развиваться проекты в области валютно–обменных операций, на которые уже есть большой спрос.
Проекты в сфере альтернативного онлайн–кредитования важны для восстановления экономики. Они повышают качество жизни, особенно в местах, где сложно с традиционной финансовой (и не только) инфраструктурой. А таких мест в России, к сожалению, очень много.