Национальный дизайн

Дизайн новой формы российских олимпийцев и логотип грядущих президентских выборов могли бы рассказать о наступлении новой эпохи, но что–то пошло не так.

Вопрос с допуском российских спортсменов на Олимпиаду в южнокорейском Пхенчхане пока остается открытым, но экипировщик национальной сборной — компания ZA sport дочери главы Службы обеспечения ФСБ Анастасии Задориной уже изготовила 800 комплектов экипировки для Игр–2018. Что представляет собой форма будущих (если все пойдет хорошо) олимпийцев, можно было увидеть еще летом, и слишком уж сдержанные наряды вызвали вопросы уже тогда. А 29 ноября в Москве состоялась презентация комплектов экипировки.

Форменная неброскость

Форма выглядит нарочито скромно, сдержанно, изобилует национальной символикой и в какой–то степени отсылает к предпоследней Олимпиаде, прошедшей в Москве в 1980 году. На первый взгляд может даже показаться, что создатели формы были не до конца уверены, где пройдет следующая Олимпиада — в Северной или Южной Корее, или попросту перепутали Пхенчхан с Пхеньяном и на всякий случай решили не смущать скромных северокорейцев броскими нарядами.
И, хотя основательница сшившего форму бренда ZА sport Анастасия Задорина еще летом говорила, что "спортсмены должны выглядеть статично и не слишком ярко", в Сети такая концепция понимания не встретила. Форму сочли унылой и даже предположили, что если нас и не пустят на Олимпиаду из–за истории с допингом, то с такой экипировкой, может, это и к лучшему, лишь бы не щеголять столь сомнительным дизайном. Впрочем, история модных тенденций показывает, что общественность может еще долго не понимать, что в дизайне хорошо, а что плохо.

Архаичный логотип

Если о преимуществах и недостатках коллекции ZA sport еще можно подискутировать, то другое проявление отечественного дизайна, недавно представшее глазам широкой общественности, пространства для споров, кажется, не оставило. На прошлой неделе Центризбирком утвердил логотип президентских выборов, а заодно показал его народу. Логотип оказался скучным, несовременным, а кроме всего прочего, еще и дизайнеры не слишком удачно совместили 18 марта и 2018 год, и получилось, что выборы президента состоятся 2018 марта. Но главное, что вызвало вопросы, — это, конечно, цена логотипа. Он обошелся бюджету в 37 млн рублей. Будь это дизайн стоимостью 1 рубль, вопросы, как это было в случае с туристическим логотипом Петербурга, могли бы возникнуть разве что у антимонопольной службы, а за 37 млн рублей все хотели увидеть что–то более достойное.
Вартан Саркисов, гендиректор компании "ИМА–консалтинг", разработавшей логотип, правда, тоже объяснился примерно так же, как и Анастасия Задорина, отметив, что избиратели "не ждут оригинальных решений". Это, по словам Вартана Саркисова, выяснилось после тестирования 12 различных логотипов в 77 российских городах. Оригинальных решений народ, может, и правда, не жаждет: в конце концов, предыдущие предвыборные кампании тоже сопровождались логотипами, отнюдь не находившимися на пике креативных решений. Но они все–таки хоть как–то перекликались со временем, в котором их демонстрировали, а не отсылали к какой–то давно ушедшей эпохе. Правда, может быть, эпоха как раз наступила новая, а мы, в отличие от дизайнеров, этого еще не прочувствовали. Ведь весь этот новый (или хорошо забытый старый) национальный дизайн мог бы стать символом той самой новой нормальности, о которой уже не первый год твердят экономисты. Сытые времена давно позади, попытки гнаться за Европой признаны неудачными и променяны на стратегию идти "своим путем", а на повестке дня — скромность, терпение и традиционные ценности. Все это действительно неплохо бы отражали "архаичный" логотип и неброский дизайн формы для спортсменов, которым не надлежит выглядеть "слишком ярко", но только при условии, если бы на кричащий о скромности дизайн не уходило по 37 млн рублей. И в итоге вышло так, что и форма, и логотип просто напомнили о том, что кому–то в России надо быть скромным и обходиться малым, а кому–то — необязательно.