Ну что, все по поводу «мальчика из Уренгоя» всё сказали?

Не все еще высказались. Зря. Было сказано много толкового. Хотя в целом вой и свист – как при бомбежке. Боюсь, дело в том, что русских в пределах РФ связывают лишь две вещи: Отечественная война и Новый год. Оттого любая попытка прекратить войну рассматривается как отъем последней рубашки у Деда Мороза.

Дмитрий Губин , лектор, экскурсовод:
Ярче, страстнее и кокетливее других высказался (о солдате и мальчике, а не о Деде Морозе, но тут дайте только срок!) Быков. Быков вообще ужасно кокетлив, за то и любим в числе прочего. Разбирая ситуацию с мальчиком, он вдруг очень удачно вспомнил про свою семитскую кровь, генетическую память и пр., — немецкая речь-де для него до сих пор непереносима на слух. Мучит его и царапает ухо. Такие уж, типа, мы, евреи, после холокоста.
Милый Быков! Не звезди. Среди 3 млн ныне живущих в Германии этнических русских около половины с той же кровью, что и у тебя. И ничего: полыхает в ночи над городом Аугсбургом, где я теперь дней провожу больше, чем в Питере, подсвеченный могендовид над синагогой. Хотя еще с 1933 по 1944 год развевались нацистские знамена (в 1944-м союзники Аугсбург тотально разбомбили, не на чем стало веять и сеять). И мне самому немецкий тяжек — но только, дорогой мой, по причине адовой сложности грамматики.
Так что евреи давно примирились с нынешними немцами, которые (тут Быков прав) диаметрально противоположны немцам 1930-х. И французы примирились. И поляки. Все европейцы друг с другом примирились, закончив ту войну. И только в России продолжают воевать — и, право, милый Быков, вместо продолжения войны лучше б тебе Deutsch lernen (прости, я не доучился еще до глаголов в условном наклонении). Не все ж Гете через Пастернака к себе подпускать. Такою складкой шла кора, что мне...
Возвращаясь от Быкова к истории с мальчиком.
С теми, кто кричал: «Распни!» (Колю, его родителей, его учителей, либералов, немецких приглашающих, Европу), — все ясно. Современный русский патриот, да еще и с крестом на шее, ведет себя неотличимо от Ирода: Кремль на его фоне — душка Пилат, в слезах выполняющий народную волю.
Но и те, кто кричит: «А что такого? Мальчик просто говорил о примирении, но, может, неудачно выразился!», — тоже хороши. Особенно в умолчаниях и в оправданиях, что он неудачно выразился и т. д. Условные либералы как-то стыдливо делают вид, что фразы про «невинно погибших» солдат вермахта никто не произносил.
А я вот (а также Быков) ее очень хорошо расслышали. И должен сказать, что я разделяю суть риторики, сводящейся к тому, что солдат вермахта Рау, о судьбе которого рассказал уренгойский мальчик Коля в бундестаге, виноват уже тем, что воевал на стороне Гитлера. Несмотря на пошловатую, как из церетелевской позолоченной бронзы, форму этой риторики. Да, у солдат не было выбора. Да, если бы они отказались воевать против русских, их бы поставили к стенке свои. И тем не менее — да.
Про это есть дивная книга «Благоволительницы» Джонатана Литтела. Это единственный роман, произведший на меня сильнейшее впечатление за последние лет, наверное, 10-15, — и одна из очень немногих книг в жанре фикшен, которые я действительно могу порекомендовать. Главный герой — эсэсовец, с родной сестрой кровосмеситель и пассивный гомосексуал (впрочем, второе — рассудочный выбор после страстного первого), вынужденный евреев убийца и вообще красава. Ну, Быков читал и, верно, оценил — правда, милый Быков?..
Так вот, вина неизбегаемая, вина в духе греческого мифа, предписанного судьбой, — она, тем не менее, не перестает быть виной. Эдип был виновен — и в убийстве отца, и в кровосмешении с матерью. Точно так же, как был виновен мой дед, сотрудник НКВД, когда депортировал крымских татар в мае 1944-го, хотя если бы он не швырял татар в машины, швырнули бы к стенке его самого (и тогда бы мой отец попал в детдом для ЧСИР).
Так же, как виноваты советские солдаты, давившие в 1956-м Венгрию, в 1968-м — Прагу, а с 1979-го  — Афганистан. У моего отца (не попавшего в детдом) был друг детства, звали Боря Шестаков. Такой открытовзорый парень, я видел снимки. Шестакова убили в Чехословакии в 1968-м, потому что дали приказ ему на Запад. Шестаков не мог этого избежать, но любой, разделяющий гамбургский счет, может прийти и плюнуть ему на могилу. Любой чех с генетической памятью, устроенной как у любимого мною Быкова.
Но послали моего одноклассника Сашу Сидорова, и он вернулся живым, но другим, а после ушел из жизни. И я виноват в этом, потому что мне следовало идти в 1979-м на площадь (ха! в 16 лет!), а с площади в тюрьму – но мне и мысли такой, разумеется, не приходило.
И если вы полагаете, что я накручиваю себя (и вас) в этих немыслимых винах, то пусть придет на суд чести немецкий народ, хотя бы добрые жители города Аугсбурга. Одним из смыслов процесса денацификации, стартовавшего в ФРГ после войны (в России о нем мало кто знает, как не знали и в СССР), было как раз осознание и признание коллективной вины — с последующим покаянием. И тоже были крики, что как же оно так, ну мы же приказ! Но стало ясно, что признать вину и принести покаяние конструктивнее, чем оправдываться и не признавать. Потому что это позволяет строить будущее, не спотыкаясь о прошлое. Если не признал — снова и снова будешь напарываться на то же самое: на имперские амбиции, на патриотизм, на нацизм. Для меня от патриотизма до нацизма шаг небольшой, потому что попробуйте среди нацистов отыскать непатриота. Как и космополита.
Прошу прощения за еще одну банальность, но немцы признали свою вину деятельно, выплачивая компенсации жертвам лагерей и предлагая переселяться в Германию евреям из СССР. Пусть расскажет глава дискотеки Russendisco Карминер, как он попал в Берлин.
Есть практичная логика, требующая признать немцев, живших с 1933-го по 1945-й, виновными. Рядовых, воевавших на стороне Гитлера (или на стороне Сталина при оккупации Польши или Прибалтики), нельзя признать невиновными с формулировкой «они просто выполняли приказ». Потому что их начальники тоже просто выполняли приказ. И начальники начальников тоже. Эйхман, руководивший истреблением евреев, на суде в Иерусалиме виновным себя не признал. И те, которых судили до него в Нюрнберге, тоже виновными себя не считали. Им Гитлер велел! Но если следовать этой логике, то и Гитлер не виноват (и Сталин). Гитлера (и Сталина) призвал и горячо одобрял народ! (Что сущая правда.)
Значит, виновны все-таки все — все немцы в целом, все русские в целом (о да, предвижу вой). Однако наказанию подлежат не все. Рядовые и низшие офицеры в этом случае несудимы, как и так называемые «простые люди»: иначе все население придется отдавать под суд. При этом попавшие в плен солдаты находятся под охраной Женевской конвенции о военнопленных, их обязаны кормить, их не имеют права унижать, бить, им обязаны оказывать медицинскую помощь.
Тыкать пальцем в вину солдата Иоханна Рау могут сами немцы (они свою вину признали) или те, кто покаялись вместе с немцами. А я, например, уже не могу (хотя и в невиновности отказываю). Потому что — и вот про это почему-то наши патриоты начисто забывают — немецкий солдат Иоханн Рау погиб в советском лагере. И таких военнопленных, лежащих на кладбище в Копейске Челябинской области, судя по всему, немало. И в том, что они погибли, есть общая вина. Например, вина тех русских, которые не кинули Иоханну Рау хлеба (мой папа рассказывал, что он в детстве пленным хлеб давал в обмен на поделки, — значит, дед-энкавэдэшник не возражал).
Покаяние — деятельно, функционально, я на этом настаиваю. Как и милость к виновным. Оно позволяет освобождаться от адовых гирь преступлений, в которых ты участвовал пусть лишь косвенно. И покаяние должно проявляться в действии, в функции. Для живущих сегодня русских позор — нераскрытые архивы. Позор, что до 2016 года родственники Рау не знали ни о его смерти, ни о его захоронении. И найти адреса родственников немцев, погибших в советских лагерях, так же важно, как и найти могилы наших погибших солдат. И немцам, которым только сейчас рассказали, где похоронен их военнопленный родственник, надо оплачивать проезд и визу за счет бюджета РФ, потому что это уже наша вина, и я свою вину тоже вижу. Есть масса вещей в нашей истории, полных такой крови и такого говна, что каяться и каяться.
И еще одна вещь, которую хотел бы сказать я школьнику Десятниченко из Нового Уренгоя. Милый Коля, надо не только учиться (хотя бы у меня с Быковым) точности публичных формулировок: фраза «так называемый Сталинградский котел» тоже несет оттенок двусмысленности. Но вообще-то в 16 лет хорошему мальчику из хорошей семьи и хорошей школы положено обращаться к миру на хорошем английском.
Впервые: https://dimagubin.livejournal.com/280748.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".
Чего впредь и желаю.
Good luck.