Prisma объявила разморозку

Финская корпорация SOK "разморозила" планы развития сети Prisma в России: к 2022 году ретейлер откроет в Петербурге и Ленобласти до 20 новых объектов. Ретейлер намерен развивать популярный формат "у дома".

Российское представительство финской корпорации SOK обнародовало обновленную стратегию развития сети Prisma в России: к 2022 году ретейлер откроет в Петербурге и Ленинградской области до 20 новых объектов. Таким образом, сеть увеличится с нынешних 16 магазинов (шесть гипер– и 10 супермаркетов) до 36 объектов. Кроме того, ретейлер намерен развивать формат "у дома", в котором ранее он не работал в России, однако, судя по отчетности публичных российских сетей, именно этот формат в настоящее время наиболее популярен у потребителей.

Новые планы

В настоящее время Prisma уже приступила к активному поиску подходящих торговых площадок. Все магазины будут открываться под брендом Prisma независимо от их размера. Компания рассматривает торговые площади от 500 м2. Компания не раскрывает инвестиции, но, по оценкам экспертов, запуск одного магазина может обойтись в 15–20 млн рублей. "Мы надеемся открыть новые магазины уже в 2018 году", — прокомментировал генеральный директор ООО "Призма" Ярмо Паавилайнен.
Таким образом, финская корпорация SOK "разморозила" планы развития в России, которое было приостановлено осенью 2014 года. Ранее, выходя на рынок в 2008 году, корпорация заявляла, что планирует довести сеть до 30 объектов. Также SOK планирует открытие и новых отелей в центре Петербурга, недалеко от Невского пр. "Цель состоит в том, чтобы открыть два или три новых отеля Sokos в течение 5 лет", — говорил вице–президент группы SOK Таави Хейккиля в интервью финской газете "Хельсингин саномат".
Судя по публикациям в зарубежных СМИ, обновленная стратегия финской корпорации затрагивает не только российский рынок. В Эстонии в течение последующих 5 лет Prisma также намерена удвоить число объектов с нынешних восьми. "В долгосрочной перспективе Prisma планирует стать крупнейшей в Эстонии торговой сетью", — говорил исполнительный директор Prisma в Эстонии Юсси Нуммелин изданию Sputnik в октябре этого года. При этом основными рынками развития в ближайшее время для ретейлера станут Эстония и Россия.
Возможно, новые планы Prisma связаны с тем, что доля сети на домашнем рынке, где она занимает лидирующие позиции, уже превышает 47% и из–за ограничений в конкуренции на том рынке уже невозможно развиваться.

Осторожные финны

Prisma заморозила планы развития в России осенью 2014 года. Причина — события вокруг Украины и их влияние на экономику. "Если бы не существовало проблем, вызванных украинским кризисом, мы продолжали бы открывать в Петербурге по два–три гипермаркета в год", — говорил вице–президент группы SOK Таави Хейккиля в интервью финской газете "Хельсингин саномат". Компания планировала довести сеть до 30 объектов.
Позже ретейлер стал сокращать торговые площади в Петербурге из–за падения покупательского спроса. В частности, в августе 2015 года был закрыт супермаркет в ТРК "Континент" на Байконурской. Затем компания вышла из проекта ТРЦ "Охта Молл", где планировала открыть магазин, это место заняла "Лента". Позже ретейлер переуступил "Интерторгу" права аренды супермаркета в ТРК "Меркурий" в Колпино.
Ближайший конкурент Prisma в Финляндии сеть "К–руока", работавшая также и в России, не удержалась на российском рынке, и в сентябре 2016 года ретейлера, управляющего 11 магазинами, купила петербургская компания "Лента". Были и другие примеры ухода финских компаний из России. Наиболее показательным стал уход Stockmann, сначала он продал ряд торговых центров, а затем решил избавиться от своего последнего актива в России — ТК "Невский центр" в Петербурге.
"Открытие 20 магазинов в формате "у дома" — это ни о чем. Для крупной сети цифры должны исчисляться сотнями", — говорит генеральный директор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев. Впрочем, по его мнению, магазинов у дома с качественным ассортиментом в городе не хватает.