Состав участников отрасли строительства дорожных инженерных коммуникаций обновился практически на 90%

Для Петербурга характерна густая подземная сеть коммуникаций.
Автор фото: Антон Ваганов
Для Петербурга характерна густая подземная сеть коммуникаций.
Автор фото: Антон Ваганов

 

Часть крупных компаний, выполняющих значительный объем работ в Петербурге, по разным причинам обанкротились или перестали существовать. В 2015 году нишу освободили компании "Водоканалстрой" и СМУ–303.
Они перестали получать крупные государственные подряды от профильных комитетов Смольного и уступили место другим игрокам. Например, по данным СПАРК, ООО "Инженерная компания" за те же 2 года получило госзаказов на 3 млрд рублей. В большинстве случаев заказчиком выступал комитет по энергетике и подведомственное ему ГКУ "Управление заказчика". Ежегодно управление распределяет через госзаказы около 10 млрд рублей.
Однако в период турбулентности, по словам генерального директора компании "Водостройпроект" Сергея Иванова, на рынке появилось много сомнительных подрядчиков. "Мы называем их дикие бригады — это, как правило, несколько человек из разорившихся компаний, которым удается получить заказ.
У них самих есть навыки, и они могут работать, но при этом нет техники и ресурсов завершать проекты. Заказчики экономят, когда обращаются к ним, но потом все равно приходят к нам". По оценке топ–менеджера, положение на рынке не стабилизируется как минимум следующие 1,5 года.
Николай Бабяк, генеральный директор Инженерной компании, рассказал, что в этом году преимущественно заканчивает проекты других подрядчиков, с которыми те не справились. Сейчас сотрудники заканчивают реконструкцию теплосетей в районе Парнаса, на Ланском шоссе и газопровода на Белоостровской улице.

Густая сеть

Дорожные инженерные коммуникации — это вся инженерная инфраструктура, находящаяся под землей: канализация, электро–, газо– и теплосети. За их строительство и содержание в местах, принадлежащих городу, отвечают городские власти. На частных территориях сети возводятся и поддерживаются за собственные средства.
Новые инженерные сети государство заказывает вместе с прокладкой или реконструкцией дорог.
По оценкам руководителя специальных проектов ООО "Геоизол" Дениса Можаева, сети занимают около 35–45% в госзаказах на дорожные работы в центре Петербурга или в районах с высокой плотностью застройки. Для всех построек в этих районах прокладываются дополнительные сети.
Технический директор ЗАО "Пилон" Александр Букин подчеркнул, что для Петербурга характерна густая подземная сеть коммуникаций. Переустраиваемые сети постоянно пересекают другие действующие коммуникации. Поэтому, прежде чем приступить к работам, требуется длительная процедура согласований с собственниками сетей.

Плавающие цены

С точки зрения дорожников, главная особенность Петербурга заключается в том, что город стоит на обводненных грунтах. Инженерные сети зачастую пересекают реки и каналы, что, по мнению Александра Букина, значительно увеличивает стоимость работ. Сложность работ закономерно поднимает их цену. Тот же водопровод можно проложить двумя способами, рассказал Сергей Иванов: можно выполнить работу открытым способом, то есть раскопать траншею и положить в нее трубу, либо протянуть трубу при помощи горизонтального бурения. "Эти два метода используются чаще всего, но по скорости выгоднее более дорогое горизонтальное бурение. Заказчик каждый раз решает дилемму: ему нужно быстро и дороже или дешевле и дольше?" — добавил Сергей Иванов.
Участники рынка отмечают, что сейчас до 90% строительных материалов, задействованных в дорожном строительстве, производится в РФ, это положительно влияет на стабильность цен и на срок поставки. По качеству отечественные производители приближаются к европейским стандартам и по многим позициям мало от них отличаются.
В зависимости от плотности городской застройки стоимость 100 м варьируется в диапазоне от 15 млн до 50 млн рублей, оценил Денис Можаев.