В ходе подготовки к реформе нестационарной торговли чиновники Смольного объявили войну крупным арендаторам. В список КИО попали 10 наиболее активных участников рынка.
В распоряжении "ДП" оказалась служебная записка, подготовленная сотрудниками комитета имущественных отношений (КИО) по итогам ревизии нестационарной торговли в городе.
Сейчас в Петербурге для размещения нестационарных торговых объектов (НТО) доступны 8,4 тыс. участков, 5,7 тыс. из них заняты. Проверка выявила 1218 "самых привлекательных" земельных участков под нестационарную торговлю — недалеко от метро, в центре города. Их арендуют 374 петербургских компаний. Они заплатили по договорам размещения (или аренды) в 2016 году всего 136 млн рублей, а за 10 месяцев 2017 года 165 млн рублей — это крохи по сравнению с общими сборами от сдачи в аренду участков. В десятку крупнейших арендаторов, к которым у города возникли вопросы, входят ООО "Панденник", ООО "Евро–класс", ООО "Аквамарин" и др. (см. список). В общей сложности лидеры рынка задолжали городу более 62 млн рублей.
Привлекательность места
"По данным СПАРК и ФНС, данные организации могут обладать признаками фирм–однодневок: численность — один человек, непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности или представление отчетности, содержащей недостоверную информацию. Например, сумма выручки значительно меньше суммы арендных платежей", — сообщил "ДП" источник в Смольном.
Крупнейшие игроки сформировали портфели своих объектов до 2015 года, когда город распределял участки по старинке — посредством классических аукционных торгов в зале. С 2015 года все торги на право аренды госсобственности проводятся в электронной форме, но к этому времени привлекательных мест, которые можно арендовать у города напрямую, практически не осталось. Поэтому, чтобы поставить ларек в проходном месте, подавляющему большинству торговцев приходится брать их в субаренду у крупных арендаторов.
Крупный игрок ООО "Ковчег" платит городу за аренду одного из своих павильонов 155 тыс. рублей в год, приводит пример источник в Смольном. При этом на доске объявлений "Авито" стоимость аренды аналогичного павильона в 10 раз выше, а именно 100 тыс. рублей в месяц.
С вводом электронной системы торгов появилась еще одна категория участников рынка, с которыми приходится иметь дело и чиновникам, и ларечникам, — спекулянты. Их задача — выиграть торги любым способом, например завышая цену до нереалистичных показателей, а затем, пока чиновники пытаются расторгнуть с ними договор, сдавать павильон в субаренду. В каждом конкретном случае на расторжение договора с недобросовестным победителем аукциона уходят месяцы, в течение которых спекулянт незаконно обогащается.
В конце 2016 года КИО уже пытался составить список компаний, которые якобы парализовали распределение торговых мест бизнесу. Тогда в перечень попали ООО "Петроторг" (29 выигранных за 2016 год аукционов), ООО "Крон" (25 аукционов), ООО "Амадеус" (16), ООО "Виктори" (14), ИП Краснова (19) и ИП Краснов Алексей Сергеевич (12). Новый список лишь дополняет эту компанию.
Но, как выяснил "ДП", не все перечисленные компании — спекулянты. Телефоны большей части перечисленных в записке КИО компаний не отвечают. Однако владелец ООО "Петроторг" Дмитрий Васильев, который ранее общался с корреспондентами "ДП", с обвинениями чиновников не согласен. По данным СПАРК, выручка его компании в 2016 году составила 456 тыс. рублей, годовой убыток — 368 тыс. рублей. Он сообщал, что честно побеждал на торгах и ведет торговый бизнес.
Кроме того, "ДП" удалось связаться с владелицей ООО "Евро–класс" Валерией Кутовой. Она категорически не согласилась с тем, что является лидером рынка временной торговли. Выручка ее компании в 2016 году, по данным СПАРК, составила 2,6 млн рублей.
"Судя по знакомым названиям в списке, по крайней мере некоторые из них могут быть созданы для выигрывания аукционов. Но КИО, по всей видимости, не смог должным образом организовать проведение аукционов, а страдаем мы, добросовестные предприниматели, — возмущается гендиректор сети торговых павильонов Юрий Рагулин. — Получается, путь на вход в ларечную торговлю уже закрыт, а на выход — пожалуйста".
Заменить "рантье"
Сейчас только в наиболее проходных зонах в районе 100 м от станций метро работает около 300 киосков. Всего ларьков и торговых павильонов в городе не менее 4 тыс., аренда участка под ларек (5–10 м2) по ставкам Смольного обходится в 8–10 тыс. рублей в месяц. Доход города от предоставления участков под НТО оценивают в 1,5 млрд рублей.
Общий объем доходов комитета имущественных отношений — 25 млрд рублей в год. Как сообщает Татьяна Тихомирова, заместитель председателя КИО, доля дохода по договорам размещения НТО — это менее 1% от доходов комитета. За 2016 год по действующим договорам размещения НТО было начислено 173 млн рублей, фактически из них бизнес заплатил около 100 млн рублей. При этом, добавляет чиновница, очень много административных ресурсов тратится на проверки ларьков.
"С цифрами лукавят", — полагает Юрий Рагулин. Предприниматель отмечает, что десятками миллионов рублей в год исчисляются доходы от договоров размещения НТО (их город начал заключать 3 года назад). До этого с предпринимателями заключали договоры аренды, большинство из которых действует до сих пор — и по ним бюджет получает в разы больше.
"Освобождение от НТО только одной улицы, например, в Купчино лишает город десятков миллионов рублей арендной платы", — говорит предприниматель.
Добросовестные владельцы НТО делают вывод о том, что власти просто хотят снести все частные павильоны и поставить на их место государственные торговые объекты, которые и будут предлагаться в аренду бизнесу.
Как уже писал "ДП", такая реформа действительно готовится. Сейчас чиновники рассчитывают необходимый объем средств для покупки типовых конструкций. Предприниматели в конце октября провели митинг "против КИО", они заявили, что ожидают "ночи длинных ковшей". Бизнесмены не верят, что арендаторам с действующими договорами аренды дадут доработать хотя бы до конца срока, а борьбу со сдачей торговых площадей в субаренду считают частью городской кампании, которая ведется с целью очистки привлекательных участков.
Чиновники, напротив, уверяют, что помогают малому бизнесу и избавляют рынок от спекулянтов.
Из одних и тех же данных Смольный и бизнес делают прямо противоположные выводы.
Чиновники считают, что проблема в том, что более крупные игроки лишают город дохода и мешают работать малым компаниям. Предприниматели же замечают, что переход с договоров аренды на договоры размещения и с реальных торгов на электронные так и не помог победить спекулянтов. Именно спекулянтов, а вовсе не крупных арендаторов владельцы ларьков считают реальной помехой своему бизнесу. В то же время предприниматели опасаются массового расторжения договоров аренды и, как следствие, потери своего бизнеса.
Авторы: Марина Васильева, Инна Рейхард, Мария Тирская, Лилия Агаркова
“
Термин "рантье" все понимают по–разному. Например, если ваши деньги лежат в банке и вы ничего не делаете, просто живете на проценты с дохода — в этом случае вы классический рантье. Когда же речь идет о сдаче в аренду объектов для торговли — это совсем другая схема. Здесь люди занимаются не получением рентных доходов, а созданием и эксплуатацией объектов. То есть в принципе они действуют так же, как и владельцы гостиницы, бизнес–центра или любого другого объекта недвижимости. Вы же не будете хозяина гостиницы называть рантье? В этом смысле тема выдумана КИО.
Алексей Третьяков
председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
“
В деловом обороте почти 6 тыс. участков площадью от 2 м до нескольких тысяч. Если исходить из этих цифр, доход от аренды будет исчисляться в миллиардах. Какую–то часть предпринимателей можно условно назвать рантье, но я в этом ничего дурного не вижу. В условиях, когда нужно согласовывать огромное количество сложных процедур, чтобы получить право на размещение объекта, предприниматели разделяют обязанности. Как фермерские магазины, куда привлекают фермеров, но сами владельцы магазина фермерами не являются.
Владимир Меньшиков
Председатель Совета НП "Союз Малых Предприятий Санкт–Петербурга"
“
О том, что большинство коммерчески привлекательных объектов госсобственности в аренде у небольшого количества фирм, говорилось давно. КИО этот черный список прекрасно знает. Он был озвучен еще на Форуме малого бизнеса 2 года назад. Удивительно было бы, если бы комитет не знал своих арендаторов. С арендаторами, имеющими долги, можно бороться через суд, иски об их банкротстве и ликвидации. Вся ситуация говорит только об одном: КИО не умеет и не хочет работать. Вызывает опасение, что рынок НТО идет к государственной монополизации. Видимо, пример Москвы заразителен.
Ирина Иванова
депутат ЗС Петербурга