15:1014 ноября 201715:10
2970просмотров
15:1014 ноября 2017
Известно: если ты должен банку 10 тыс., это твои проблемы, а если миллион, то это уже проблемы банка. Гигантский долг США — головная боль самих США или всех тех, кому они должны?
Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:
Известно: если ты должен банку 10 тыс., это твои проблемы, а если миллион, то это уже проблемы банка. Гигантский долг США — головная боль самих США или всех тех, кому они должны?
Поездка Трампа по странам Азии, а на них приходится почти половина долга, примечательна не тем, удалось ли ему нормально там поговорить с Путиным. Но именно активнейшими подвижками начать решать полюбовно долговые вопросы — сообща, всеми заинтересованными сторонами. И первый нестандартный и не слишком афишируемый западными СМИ результат налицо: Америка начнет расплачиваться по долгам физически, газом с Аляски. Во всяком случае, договоры о намерениях, так называемые memorandums of understanding, подписаны. Что означает: краха на рынке американских облигаций не предвидится, его можно избежать, политическая воля к этому есть у Китая, Японии, у других стран азиатско-тихоокеанского региона, но главное, появляется она у властей США. У последних благодаря этому может отпасть и повод постоянно строить планы развязывания то мировой войны, то локальных конфликтов по всему миру — ради того, чтоб только никогда не платить по счетам. Первая хорошая новость за год для мира на Земле, как бы патетично это ни звучало.
Цена вопроса
Иностранным государствам принадлежит более $6,25 трлн бондов и трежерис — долгосрочных казначейских долговых расписок США из $20 трлн их суммарного госдолга, а всего в совокупности на руках у иностранных держателей более чем на $10 трлн различных американских долговых обязательств. Остальной долг внутренний, им владеют сами американцы, в основном пенсионные фонды, медстраховщики, органы власти отдельных штатов и банки. Долг своим — тоже долг, но хотя бы проценты с него остаются внутри страны, и через выплаты зарплат, премий, дивидендов частично возвращаются в американскую же экономику. Иностранный долг — проблема куда серьезнее. Больше всего — $1,2 трлн — долг американской казны Китаю, это не считая $197,3 млрд долга США Гонконгу, и $1,1 трлн должны Японии. Всего же на держателей из Азии приходится, по последним доступным официальным данным из самих США, разных казначейских американских активов, краткосрочных и долгосрочных, на $4,436 трлн. Не так много, может быть, у каждой страны в отдельности — допустим, Южная Корея владеет $95 млрд в казначейских бумагах США и почти такой же суммой в акциях — но у всех вместе набегает претензий прилично. Кстати, те же китайцы еще $210 млрд держат в корпоративных и агентских облигациях США и $177 млрд в акциях американского фондового рынка.
Все почему? Да азиатам, по большому счету, просто некуда размещать деньги, вырученные за свои же прекрасно продающиеся товары и услуги — доллары в таких количествах реально хранить только в американских облигациях: в бумагах с небольшими, но гарантированными фиксированными выплатами раз в полгода или год. Ну, или в акциях, что более рискованно, так как котировки фондового рынка умеют не только совершать так называемые ралли, то есть расти, но могут и обваливаться. По сути регулярно, вместо нормальных взаиморасчетов деньги-товар-деньги, весь мир записывает поставки американцам в специальные электронные и бумажные реестры в виде их долга — ну, а какие варианты? Но и до бесконечности записывать растущий все сильнее долг "в блокнотик" невозможно. Только за последние 8 лет сумма "на карандаше" у азиатов выросла на $1,4 трлн — хочется как-то и потратить эти заначки, но продавать помногу невозможно: обрушишь пирамиду... Проблема накапливается и у американцев: политический расклад сил меняется, в Азии сейчас не меньший центр силы, чем в Америке, доллар все больше обеспечен долгами и общественным договором или общим сговором, все меньше богатством и доходами, Америка утрачивает политический вес, партнеры на встречах все чаще намекают: надо что-то делать... На все вот эти явные дисбалансы, называя их нечестной игрой Китая, громко жаловался вслух в предвыборную кампанию Дональд Трамп. И вот — приехал решать вопросы.
Подслащенная пилюля в красивой обертке
Результат: объявленных контрактов только с Китаем на $ 250 с лишним миллиардов. Сенсацию подали сначала все американские, да и многие мировые СМИ как удивительный успех и умение-таки Трампа договариваться по бизнесу, и как мощнейшее за всю историю переплетение интересов США и Китая. Однако меньше чем за сутки, когда детали соглашений стали известны и были лучше поняты, появились трезвые голоса — причем и в комментариях "Блумберг" и "Рейтерс", ведущих финансовых агентств. Большая часть соглашений, написали они, вовсе не контракты, а те самые меморандумы о намерениях, по которым еще предстоит масса обсуждений и согласований. Не все будет исполнено, многое так и останется благими пожеланиями. Обертка круче самого подарка, а цель всей этой шумихи — с помпой подать своим же гражданам успехи новой администрации и очередное утверждение беспрекословного первенства США. Похвалы сменились порцией сомнений и критики. Но содержание главной истории по-прежнему осталось как-то в тени, точнее, освещается только с определенной пока точки зрения — речь о знаменитых контрактах на поставку в Китай сжиженного газа с Аляски на $43 млрд, рассчитанных пока что на 5 лет и с перспективой продления.
На сразу бросившиеся им в глаза особенности соглашений эксперты "Блумберг" уже обратили внимание. Проект заработает не сразу: финальное инвестиционное решение по сжиженному газу Аляски ожидается лишь в I квартале 2019 года, тогда же будет начато строительство, а первый газ пойдет в 2024-2025 годах. Но те же самые эксперты сделали и вид, что не заметили самого интересного: чем будут-то за газ платить китайцы? А вот тут и начинаются сюрпризы.
Основу финансирования обеспечит Китайская инвестиционная корпорация (CIC), это суверенный фонд Китая наподобие нашего российского Фонда национального благосостояния. Короче, китайская копилка для резервов. Деньги фонд этот держит не в самой валюте, а в ценных бумагах — долговых расписках США и других развитых стран, частных компаний. А также в акциях, которые торгуются по большей части на нью-йоркских биржах, ну и еще он держит доли в бумагах международных хедж-фондов. Естественно, что как базовый вариант, в меморандумах и прописано: Китайская инвестиционная корпорация (CIC) предоставит в обеспечение сделки загадочный то ли "пакет акций", то ли "долевые активы" (в оригинале equity stake). Дальнейшие детали, что это за пакет ценных бумаг, в меморандуме не прописаны. Как наиболее вероятный вариант, это может быть пакет американских же облигаций или подобных им бумаг — то есть китайцы просто отдадут фактические бесполезные для них долговые расписки США, которые просто продать и обналичить в таких объемах они все равно никогда не смогут. Неплохая для китайцев сделка: ценные бумаги взамен на реальные природные ресурсы Аляски. Надо ж им куда-то этот склад с американской резаной бумагой в будущем девать... Да и действительно, зачем Китаю платить Америке живыми деньгами при таком накопленном размере долга.
Возможно, чтобы подсластить пилюлю и не палить контору, придать соглашениям больше благообразности, в реальности Китайский суверенный фонд расплатится не напрямую казначейскими бумагами США, а собственными акциями или облигациями самого CIC-фонда. Обеспечены они будут в этом случае активами и доходами самого фонда — а с момента своего создания в 2007 году CIC показал среднюю годовую доходность ни много и ни мало 4,76%. Нашим бы управляющим Фондом благосостояния поучиться. Таким образом, бумаги CIC — это хорошие доброкачественные активы высшей категории. И бонды CIC существуют с самого момента его создания — еще в декабре 2007 года их было выпущено на сумму в 1,5 трлн юаней, то есть более чем на 200 млрд долларов. Владея такими бумагами, концессионеры Аляски получат долю в активах и в доходах фонда. Кстати, годовая доходность CIC по факту почти в 2 раза выше предлагаемых сейчас доходов по 10-летним американским бумагам. По своим бондам китайцы платят, конечно же, намного меньший процент, чем сами зарабатывают, но все равно примерно на 1% выше, чем американцы по своим. Так что сделка обмена ценными бумагами для американцев выгоднее, чем если они просто получили бы назад свои расписки. Но главное — что основное тело финансового участия Китая в любом случае будет не участием деньгами, а путем обмена ценными бумагами. И в сущности, это обмен баш на баш: в портфеле CIC американские ценные бумаги, которые там и останутся, а в проект китайцы вложатся аналогичными бумагами, но собственного выпуска. Чем они хуже? Бумага против бумаги. Со временем, если схема приживется, у американской стороны станет накапливаться такой же портфель бумаг, уже китайских. Запас одной страны против запаса другой страны — и дело пойдет к восстановлению долгового и торгового баланса, а не к накоплению долгов только одной страны, Америки, у другой страны, Китая. А это значит, финансовая архитектура международных торговых отношений в самом скором времени изменится.
Что получит Китай, а что Аляска?
Synopec — китайские энергетики, их нефтегазовая компания, также подписавшая меморандум — получит долю в газопроводе LNG на Аляске, который доставляет газ из расположенных на крайнем севере месторождений до перерабатывающего на 800 км южнее завода по сжижению. Китайская сторона еще и выполнит там инженерные работы — и да, контрольный пакет на газопровод останется за американской стороной, но значительная доля доходов уйдет китайской компании, которой может принадлежать до 75% прокачиваемого через трубу газа.
Как описывает "Рейтерс" пользу от сделки для Аляски? У этого штата сейчас многомиллиардный бюджетный дефицит. И, разумеется, что губернатор Аляски Билл Уолкер рад: по сути его Аляска получит субсидии от федерального казначейства США или правительства, разовьет свой экспортный потенциал, создаст рабочие места, пусть и руками китайцев. Китайские инвестиции (взнос ценными бумагами) уменьшат цену и себестоимость всего газового проекта Аляски, плюс будет очевидно ясно, куда весь этот газ девать, — а что эти инвестиции будут сделаны по большей части за счет американского же казначейства, ну кому до этого какое в Аляске дело? Вон, Федрезерв напокупал таких же ассигнаций с 2008 года на 4,5 трлн долларов, куда-нибудь на полочку положат в Казначействе или где-то еще и портфельчик с как бы списанным долгом Америки Китаю. Получается, что профинансирован он будет активами китайского суверенного фонда благосостояния, которые, в свою очередь, обеспечены уже американскими активами — круг замкнулся. Газодобыча и газоперерабатывающие проекты на Аляске, которым все сложнее конкурировать с собственными же американскими сланцевиками из Техаса, скажем — получат помощь и подпитку за счет... когда-то списанных или, точнее сказать, отложенных средств американского же государства, которыми расплатятся умные китайцы.
Пример заразителен?
Постепенно и не спеша начнет выменивать у Америки ее долг на реальные материальные блага не только Китай — мы видим лишь начало пути. По-другому никак: распродавая эти бумаги на рынке в больших объемах, стоимость бумаг неминуемо обрушишь. Что абсолютно не в интересах держателей долга: ведь в закромах расписок остается намного больше. И полюбовное решение вопроса также благо для Америки, которой надо в этом вопросе продвигаться, чтобы не быть жертвой постоянного потенциального и реального шантажа со стороны азиатских держателей долга, ведь финансовая сила в данном случае давно уже на их стороне. Очевидно, газовые проекты на Аляске только начало расплаты, они дадут пример к решению этих вопросов дальше, и не только с Китаем, но в будущем и с Южной Кореей, и с Японией — да со всеми крупнейшими держателями американского долга, которые все больше группируются как раз вокруг главного азиатского лидера Китая. Последний, как локомотив, пробивает для всего мира путь к решению накопившегося тупикового вопроса. Объявленный старт нового-старого азиатско-тихоокеанского партнерства с участием большого количества азиатских стран, но без участия Америки, —это знаковая веха. Администрация Трампа добровольно-принудительно от своей доли в партнерстве отказалась сама, так как на американских условиях не были по сути уже согласны азиаты, а на условиях спонсорства на это не могут согласиться США. В результате Азия объединяется и будет согласовывать свои торговые дела все более сама, а вопрос повисшего американского долга продолжит, видимо, решать в ближайшие десятилетия консолидировано. Китайцы фактически просто заберут сжиженный газ с Аляски за долги, и хитро составленная схема едва ли долго сможет скрывать то, что шито белыми нитками.
Методом уже заинтересовались другие страны Азии, что только подтверждается заявлениями главы аляскинского проекта Кейта Мейера со стороны США — что газ с Аляски пойдет впоследствии не только в Китай, но и в Японию, Корею, Вьетнам. Китайцы же обещают помочь Аляске с маркетингом. Ну-ну, у них это отлично получится. Кто же откажется взять газ в обмен на непонятно как реализуемые бумажки. Да здравствует натуральный обмен. И дай Бог, чтоб дело выгорело. Похожий меморандум подписан и по другому богатому энергетическими залежами американскому штату, Западной Вирджинии. Газ и прочие материальные богатства из Америки в обмен на ими же подписанные бумажки куда приятнее звучит, чем мировая война, не правда ли?
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".