ФАС предлагает отменить регулирование тарифов в плацкарте

Автор фото: Коньков Сергей

В антимонопольной службе считают, что переход от регулирования тарифов в плацкартных и общих вагонах к субсидированию маршрутов обеспечит стабильность цены ж/д билетов. Также ведомство надеется, что РЖД отменит наценку за "фирменность" составов.

ФАС предложила с 1 июня 2018 года отменить регулирование тарифов в плацкартах и общих вагонах поездов дальнего следования и перейти на субсидирование маршрутов. При этом предполагается, что РЖД не будет повышать тарифы с темпами выше инфляции. Об этом заявила глава управления регулирования транспорта ФАС Адиля Веселяева. Об этом сообщает ТАСС.
"В тарифах ФПК — перекосы. Провозные емкости не загружены большую часть года. Ценообразование загадочное: много примеров, когда плацкарт стоит дороже купе. С 2010 года средняя ставка билета на плацкарт выросла в 2,26 раза, на купе — в 1,26 раза. При этом если непроданные места в купе — это убыток или недополученные доходы Федеральной пассажирской компании, то от непроданных плацкартных мест она увеличивает расчетный экономически обоснованный уровень тарифа. То есть за непроданные места платит бюджет, поэтому компании все равно, какая цена плацкартного билета и сколько мест не продано", — сообщила Веселяева.
Кроме того, глава управления регулирования транспорта ФАС рассказала, как строится распределение инфраструктуры между грузовыми и пассажирскими видами деятельности.
"Сегодня затраты делятся с использованием коэффициента. Если сравнивать вагоно-километровую работу, получается, что пассажирские виды деятельности прибыльны и на 4 млрд рублей субсидируют грузовые", — сказала она.
Также представитель службы пояснила идею ведомства о снижении на 10% тарифа.
"Ключевой индикатор в ценообразовании на пассажирские перевозки — уровень располагаемых доходов населения. Этот показатель не растет с 2014 года. Авиация, которая напрямую ориентируется на этот индекс, снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%, в том числе 13% — на внутреннем рынке. ФПК же, наоборот, увеличила тарифы на 3,9% и потеряла 8,5% клиентов в сегментах "плацкарт" и "общие вагоны". При этом, кстати, в авиации НДС — 10%, в ФПК — 0%", — отметила представитель ФАС.
По ее словам, за прошлый год только лоукостер "Победа" забрал 4 млн пассажиров. "Когда "Сибирь" развернет программу региональных перевозок, ФПК еще потеряет несколько миллионов пассажиров, если будет ставить тарифы от затрат, а не от рынка", — отметила Веселяева.
Также в ФАС надеются на отмену наценок за "фирменность" составов, поскольку в ведомстве не понимают причин увеличения цены за наличие биотуалетов.