С того дня, как петербургский миллиардер, совладелец "Юлмарта" Дмитрий Костыгин был помещен под домашний арест, прошел месяц. В связи с этим "ДП" решил рассказать, как один из самых заметных петербургских предпринимателей строил свой бизнес. А началось все, как это часто бывало, с джинсов.
Смольнинский суд Петербурга 11 октября отправил бизнесмена Дмитрия Костыгина под домашний арест на 2 месяца, мера пресечения действует до 9 декабря 2017 года. Уголовное дело, возбужденное СК Петербурга в отношении Костыгина 14 июля 2017 года по статье о кредитном мошенничестве, продлено до 14 декабря.
Как рассказал "ДП" адвокат задержанного Константин Добрынин, под домашним арестом Дмитрию Костыгину можно в принципе жить нормальной жизнью: смотреть телевизор, читать или писать книги, общаться со следователем, оперуполномоченными сотрудниками, сопровождающими дело, с супругой и детьми, а также адвокатами. Больше ни с кем. Запрещены прогулки и использование любых средств связи. Но при этом можно вызывать по телефону "скорую помощь", звонить сотрудникам правоохранительных органов, в аварийно-спасательные службы в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Посещать врача можно только при разрешении следователя. Контролирует режим соблюдения домашнего ареста ФСИН РФ по Петербургу и Ленобласти.
"Сотрудник ФСИН, закрепленный за Дмитрием, может в любое время зайти, скажем аккуратно, в незваные гости и проверить, не нарушает ли его подопечный избранную меру пресечения и ограничения, наложенные судом. Кроме того, на ноге у нашего доверителя надет электронный браслет, сигнал от которого поступает на специальный коммутатор, оставленный в квартире сотрудником ФСИН, — рассказывает Константин Добрынин. — У браслета есть дальность действия, и в случае если, допустим, Дмитрий захочет выйти за порог своей квартиры, то сработает сигнал на браслете, и он же передает оповещение на коммутатор, который сигнализирует о нарушении сотрудникам ФСИН".
Дмитрий Костыгин проживает с женой и пятью несовершеннолетними детьми.
Участники рынка считают, что задержание Дмитрия Костыгина до суда крайне негативно отразится на его бизнесе: как на оперативном управлении, так и на взаимоотношениях с поставщиками. "Если в тяжелые для компании времена поставщики могли отгружать товар под имя Костыгина, то теперь этого не будет делать даже самый лояльный поставщик... Конечно, правоохранительные органы должны работать, но необходимо соизмерять последствия процессуальных действий с возможными социальными последствиями. Костыгин — не опасный для общества человек, а наоборот: от него зависят тысячи людей, работающих в "Юлмарте". Очень надеюсь, что правоохранительные органы проявят благоразумие и не будут ограничивать его свободу до суда", - сказал "ДП" совладелец сети DNS Дмитрий Алексеев.
Судьбоносное знакомство
Дмитрий Костыгин начинал свой бизнес в начале 90-х годов. "Я прошел все этапы зарабатывания денег: стоял на рынке, продавал всякую всячину — пояса для похудения, кроссовки, джинсы, зарабатывая десятки долларов. Потом я зарабатывал сотни долларов, десятки тысяч, миллионы. Дошел уже до вполне круглых цифр. Надеюсь, тренд продолжится. Джинсовую сеть Collin’s мы продали туркам, причем случайно, перед кризисом, летом 1998 года. Сеть насчитывала 36 магазинов, а по тем временам это казалось прямо империей", — рассказывал Дмитрий Костыгин в интервью "ДП" в 2013 году.
В 1992 году Костыгин проникся идеями американской писательницы российского происхождения Айн Рэнд и решил перевести ее книги "Атлант расправил плечи" и "Мы — живые". "Я инвестировал кучу времени в переводы Айн Рэнд. Казалось бы, провальный проект. Но однажды раздался звонок от девушки, которая представилась помощницей некоего Августа, который хотел бы со мной познакомиться. Мы месяца через три встретились. Август на тот момент зарабатывал тем, что покупал квартиры и сдавал в аренду. Это был 2000 год", — рассказывал ранее Дмитрий Костыгин. Сам он в тот период вместе с партнерами развивал пищевую компанию "Петросоюз" (производство кетчупа, майонеза, пельменей, пряников), покупал простаивающие площади и переделывал их под производство.
"Неким Августом" оказался Август Мейер, который родился в богатой семье в США. Его отец, Август Мейер — старший, наследник медиахолдинга Midwest Television и финансовой компании First Busey, в 1991 году даже входил в список 400 богатейших американцев Forbes. "Будущий акционер "Ленты" сначала изучал историю, потом сдал экзамен на юриста и 10 лет проработал в прокуратуре в Сан-Диего. Он много путешествовал и читал книги своей любимой писательницы Айн Рэнд, эмигрантки из России, воспевшей свободное предпринимательство. Неудивительно, что однажды он решил заехать и на родину Рэнд — в Петербург", — писал Forbes.
Именно Дмитрий Костыгин познакомил Августа Мейера с основателем "Ленты" Олегом Жеребцовым в начале 2000-х годов, который как раз искал инвестора для своей сети, и Мейер купил пакет компании. Знакомые бизнесменов говорят, что Костыгин в качестве комиссионных за услуги получил от Мейера 6% акций сети, большую часть которых продал в 2005 году.
Антикризисный директор
В СМИ Дмитрий Костыгин впервые появился в 2003 году: наблюдательный совет Ярославского шинного завода, входящий в холдинг "СИБУР", избрал его генеральным директором компании, в которой трудилось 8 тыс. человек. Кстати, в то время заместителем руководителя дирекции шин ОАО "АК "СИБУР" работал Вадим Гуринов, с которым Костыгин уже несколько лет как развивал "Петросоюз". Дмитрий Костыгин был назначен как антикризисный управляющий Ярославского шинного завода, 51% акций которого в качестве обеспечения по кредиту в $64 млн находились во Внешторгбанке. На заводе он проработал 2 года и запомнился сотрудникам бесконечным проведением различных тренингов, курсов, лекций, вменил им в обязанности чтение профессиональной литературы. Бывшая сотрудница компании Алина Смелянская даже написала о том периоде жизни завода бизнес-роман "Реформатор", прототипом главного героя стал Дмитрий Костыгин. Правда, автор вначале романа указала, что любое сходство с реальными людьми и событиями в книге является случайным, при этом Костыгин — один из тех, кого автор благодарит за помощь в написании и издании произведения. Знакомые бизнесмена говорят, что в книге, действительно, изложены реальные события: будущий совладелец "Юлмарта" заставлял офисных сотрудников читать по несколько книг в месяц по менеджменту с последующий сдачей ему письменного экзамена, проводил тимбилдинги под дождем, заставлял идти к цели пешком по 20 км, преодолевать препятствия на лыжах по офису и т. д.
Конфликт в "Ленте"
Широкую известность Костыгин приобрел в период корпоративного конфликта в "Ленте", который длился с 2007 по 2011 год. Сначала акционерный спор возник между основателем сети Олегом Жеребцовым, владевшим 35% акций, и его партнером Августом Мейером, у которого было 36% акций: бизнесмены разошлись во взглядах на развитие бизнеса. После 3 лет конфликта Жеребцов вышел из акционерного капитала, продав свои 35% "Ленты" в октябре 2009 года инвестфондам TPG и VTB Capital за $110 млн.
По условиям сделки Август Мейер выкупил у TPG небольшую часть из пакета Олега Жеребцова, но ее не получил в оговоренные сроки. Поэтому в компании начался новый виток конфликта: теперь уже по одну сторону баррикад был Август Мейер и Дмитрий Костыгин, а по другую — инвестфонды. Конфликт был громкий, с драками, захватыванием офиса компании, привлечением ОМОНа и СМИ.
Во время акционерных споров в "Ленте" Август Мейер почти по всем ключевым вопросам советовался с Дмитрием Костыгиным. Были даже случаи, по словам бывшего сотрудника "Ленты", когда Август не соглашался проводить без Дмитрия важные совещания, и, если тот не мог присутствовать физически, делали онлайн-включения. В 2011 году Август Мейер и миноритарии объединились и продали 40% акций сети за $1 млрд.
Скупка розничных активов
Получив деньги от продажи "Ленты", бизнес-партнеры стали активно инвестировать в розничные активы, причем во многие компании вкладывались на равных. Знакомые Мейера и Костыгина еще со времен "Ленты" говорят, что Август Мейер придерживается философии в бизнесе win-win, которая предполагает взаимовыгодные отношения. То есть нельзя заработать самому, не дав заработать другим.
В результате в настоящее время Август Мейер и Дмитрий Костыгин владеют 51% сетей "Рив Гош" и "Улыбка радуги", 65% "Юлмарта", 100% "Оптоклуб "Ряды", 84% "КО "Любимый край". Лично Дмитрию Костыгину принадлежат ГК "РозТех" (бренды "Дикая орхидея", "Бюстье", "Дефиле") и Obuv.com, а Августу Мейеру — пакеты в Энергомашбанке и Кранбанке.
"Оптоклуб "Ряды" — это первый совместный проект бизнесменов, который они вместе начали строить с нуля. Инвестиции в одну продуктовую "коробку" (здание) составляют 1-1,2 млрд рублей. В настоящее время сеть насчитывает четыре объекта, а к 2021 году в планах нарастить ее до 22 магазинов в Петербурге и Москве.
Стоит отметить, что Дмитрий Костыгин спустя годы не изменил своим привычкам и новым партнерам в приобретенных компаниях активно рекомендовал профессиональную литературу к прочтению. "Когда пришел Дмитрий Костыгин, я был очень удивлен, так как не ожидал столкнуться с инвестором, который главной своей миссией в компании видит обучение менеджмента. Первое, что я от него получил, — это список литературы для менеджеров компании. Потом были семинары, на которых он помогал выстроить знания в единую стройную систему. Это был новый удивительный опыт, я стал иначе смотреть на бизнес и на жизнь", — говорил недавно в интервью "ДП" основатель и совладелец "Улыбки радуги" Андрей Трубицин.
"У Димы была идея: на вырученные от продажи "Ленты" деньги он приобретает пул компаний с денежным потоком, соберет их де-факто в холдинг, который продает все в страшных объемах, и потом выведет его на IPO. Но в этот момент начался кризис и западным компаниям IPO стало неинтересно. Идея была правильная. Если бы все в стране развивалось как и раньше, то у него бы все получилось. Но вышло по-другому", — говорит один из приятелей Дмитрия Костыгина. При этом он отмечает, что "у него (Костыгина. — Ред.) есть какая-то теория в голове, и он согласно ей действует. Даже если эта теория, с точки зрения другого человека, ложная, он все равно ее придерживается. Его переубедить всегда было очень сложно. Это научный факт".
Сбербанк vs "Юлмарт"
"Юлмарт" — любимое детище Дмитрия Костыгина. Он хотел сделать из него российский аналог Amazon и вывести на IPO. К 2018 году компания хотела расширить ассортимент до 500 тыс. товаров и стать основной электронной витриной в Рунете. "Мы будем продавать не только товары массового спроса, но и специализированную технику для корпоративных клиентов. При этом компания сохранит качество исполнения заказов покупателей", — говорили в 2015 году в "Юлмарте".
Однако с начала 2016 года стало известно о корпоративном конфликте в компании: совладельцы Дмитрий Костыгин и Август Мейер с одной стороны и Михаил Васинкевич — с другой не смогли договориться о развитии бизнеса и его финансировании. В результате Васинкевич привлек для решения конфликта инвесткомпанию "А1", которая ввела двух своих представителей в совет директоров "Юлмарта".
Беда, как говорится, пришла не одна. В декабре 2016 года Сбербанк потребовал от "Юлмарта" вернуть досрочно, через суд, выданный в апреле 2016 года кредит на 1 млрд рублей в связи с нарушением условий кредитного соглашения. Ретейлер тогда утверждал, что просрочек по кредиту не было и долг он обслуживал. Сбербанк суд этот проиграл. В январе этого года "Сбербанк факторинг" подал иск в арбитраж на 0,7 млрд рублей. Эксперты отмечают, что в спорах с "Юлмартом" банк ведет себя очень жестко.
Кстати, особых красок конфликту между банком и ретейлером добавляет то обстоятельство, что в этом году Сбербанк сам решил выйти на рынок онлайн-торговли — при помощи "Яндекса". В августе 2017 года компании объявили о подписании соглашения о намерениях создать совместное предприятие на базе "Яндекс.Маркет". Сбербанк вкладывает в "Яндекс.Маркет" 30 млрд рублей. На момент сделки партнеры оценили СП в 60 млрд рублей "без учета будущей синергии", говорилось в совместном сообщении компаний. При этом стороны будут иметь равные доли в компании.
Владельцы интернет-торговли восприняли эту новость с тревогой. Глава АКИТ Алексей Федеров на одной из отраслевых конференций отметил, что СМИ как-то мало уделили внимания этому событию. По его словам, Сбербанк обладает самыми большими данными о клиентах, включая паспортные. Таких данных нет ни у одного онлайн-ретейлера в стране, а "Яндекс.Маркет" знает все о потребительском поведении населения в России. И они объединяются. "Забудьте о своих интернет-магазинах, останется только "Яндекс.Маркет" и "Авито", — говорил Алексей Федоров.
"На российском рынке e-commerce сложилась уникальная ситуация: в стране существует огромное количество интернет-магазинов, но среди них нет ярко выраженного лидера. Рынок вошел в фазу консолидации, и, вероятнее всего, джекпот сорвет кто-то из уже существующих игроков. Все доказательства указывают на то, что это будет "Яндекс.Маркет", — писал в авторской колонке генеральный директор группы компаний "Фотосклад.ру" Алексей Банников, считая, что у этой компании есть все ресурсы, чтобы стать российским аналогом Amazon.
А "Юлмарт", будучи еще пару лет назад крупнейшим онлайн-ретейлером в России по выручке (в 2014 году оборот ретейлера даже превысил выручку "Яндекса" от деятельности в сфере электронной коммерции: $1,3 млрд против $0,8 млрд), может и вовсе из-за судебных тяжб и корпоративного конфликта уйти с рынка.
"Дмитрий думал, наверное, что, используя те же алгоритмы, которые были в разборках вокруг "Ленты", победит снова. Но тут он имеет дело со Сбербанком. У "А1" — задача получить деньги, а у Сбербанка, на мой взгляд, порой важнее самоутверждение, чем деньги", — говорит один из петербургских миллиардеров, знакомый Дмитрия Костыгина.