Игры с флагом

Разговоры о недопущении России на Олимпиаду в Пхенчхане поднимают вопрос о связи спорта и политики.

Международный олимпийский комитет (МОК) решает судьбу России на Олимпиаде в Пхенчхане. Времени осталось 3 месяца, а мировое спортивное сообщество пока не определилось, как поступить. Обсуждаются различные варианты, самый неприятный из которых — полный недопуск российской делегации на Игры. Но пока дела слушаются в отношении отдельных российских спортсменов.

Без гимна смысла нет

В некоторых видах спорта положение уже плачевное — как в лыжных гонках. Олимпийского чемпиона Сочи Александра Легкова МОК постановил лишить медали и дисквалифицировать, так же как и лыжника Евгения Белова.
По всей видимости, дисквалифицируют еще несколько лыжников, слушания по их персонам пройдут в ближайшее время.
У многих других спортсменов, впрочем, все в порядке. К фигуристам, например, никаких претензий никто не предъявляет. Или к хоккеистам. Вероятно, считается, что им олимпийские медали не так важны, как другим. Они и в других местах неплохо зарабатывают, так что ради медали что попало принимать не станут.
Но дело уже не в самих спортсменах. Собственно, оно и изначально было не в них. Пьера де Кубертена мы все уважаем, но долго его романтические идеалы не продержались, так что в наше время Олимпиады — дело государственное. И вот из зарубежных СМИ стало известно, что МОК в качестве варианта рассматривает запрет на исполнение гимна России в Пхенчхане и на участие россиян в церемонии открытия. Это выстрел из главного калибра. Олимпиада для нас в таком случае немедленно теряет всякий смысл. Мы же за тем и отправляем спортсменов на Олимпиады, чтобы после их победы звучал гимн и был поднят флаг.
Поэтому все российские чиновники, спортивные функционеры и заслуженные чемпионы в один голос категорически заявили: не бывать этому. Мы тогда вообще никого в Корею не отправим. Да это противоречит Олимпийской хартии!
Некоторые спортсмены, правда, робко возражают: мол, а для чего же мы тогда готовились всю жизнь? Но к ним вряд ли прислушаются. Подготовка современного спортсмена стоит немалых денег, и деньги эти государство давало ради гимна, а не для самовыражения спортсменов. Чтобы показать, что санкции нам нипочем и мы все равно великая держава. Так что если становится понятно, что цель не будет достигнута, то нечего там и делать.

Политическая реклама

С Олимпийской хартией надо еще разбираться. Допустим, там написано, что олимпизм подразумевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры без всякой дискриминации.
Но взаимопонимания у нас уже нет. Потому что в России считают, что Запад в лице наймитов из международных спортивных организаций нарушил принципы дружбы и солидарности и устроил политическую дискриминацию, а на Западе полагают, что Россия нарушила принцип честной игры, когда меняла банки с пробами мочи спортсменов.
Или, к примеру, сказано, что МОК должен противостоять любому политическому и коммерческому использованию спортсменов. И если коммерческую рекламу на Играх худо–бедно ограничили, то с политической все не так просто. Церемония поднятия флага в честь победителей — это и есть политическое использование спортсменов.
Государственная символика — это политика. И когда президенты потом принимают победителей и дарят им машины и квартиры за то, что флаг страны на экранах всего мира висел чуть повыше остальных, — это тоже политика. Если нет, то пусть чемпионам восхищенные зрители на машины скидываются.
Буквально из хартии следует, что с Олимпиад вообще надо изгонять любые признаки государственной принадлежности участников и возвращаться к правилам эпохи де Кубертена, когда все олимпийцы были сами по себе. Но есть опасение, что с этим мало кто согласится да и на Олимпиады никто не приедет. Национальные олимпийские комитеты потому когда–то и появились, что не каждый атлет мог вообще наскрести на билет до олимпийского города. А уж потом закрутились и противостояния.
Если спорт — это не политика, то проблемы вообще не существует, сыграют в Пхенчхане гимн или нет и какой флаг поднимут. А если все–таки политика, то тогда, конечно, обидно, что другим странам разрешат использовать спортсменов в политических целях, а России нет, да и денег жалко, но и удивляться происходящему при сегодняшнем положении дел тогда совершенно нечего.