Зачем все время забегать вперед

Как сообщает крупнейшее китайское информагентство Синьхуа, на днях в городе Циндао (провинция Шаньдун) была создана база для обменов между молодежными бизнес–инкубаторами КНР и РФ. Это практически то же самое, что и популярные школьные обмены, только выезжать в другую страну будут молодые предприниматели — на практику.

Жанна Журавлева, журналист:
Мой опыт рабочих поездок в Китай подсказывает, что авторам стартапов из России явно не помешает такая практика. Чему стоит поучиться у китайцев, так это, во–первых, искусству ведения переговоров. Китайских топ–менеджеров практически невозможно поставить в тупик вопросами или выбить из колеи.
Во–вторых, конечно, налаживанию прочных личных связей в деловой среде. Тому, что в Китае называется гуанси.
В–третьих, дикой работоспособности и умению обходить на поворотах. Даже китайские школьники учат программу на два–три класса вперед, как–то обмолвилась одна знакомая китаянка. "Зачем?" — спросила я. "Потому что другие школьники тоже учат. Потому что есть экзамены, можно не удержаться и перейти в другую школу, похуже", — пояснила она. (Для сравнения: лично я помню, что у нас в лицее принципиально не ставили двойки за четверти и полугодия).
И в четвертых, несколько более трезвому взгляду на рынок.
Китай — это дико конкурентная среда, которая вкупе со специфической палитрой ценностей, где труд, положение в обществе и богатство писаны красными красками, порождает хорошее понимание рынка. Там отлично знают, что сколько стоит, для чего надо вылезти из собственной шкуры, но сделать на высшем уровне, а для чего не нужно выпрыгивать из собственных штанов, и где тот лев, быстрее которого полагается бежать.
Конкуренция — слово, которое китайцы понимают с рождения. Чтобы выделиться, надо что–то уметь, и уметь хорошо, не просто хорошо, а лучше других, потому что за спиной уже стоит очередь из тех, кто может делать это чуть хуже или был чуть менее расторопен и упустил свой шанс.
Представьте себя спортсменом китайской олимпийской сборной по художественной гимнастике. Это люди, прошедшие сумасшедший отбор. Уже одно это должно бы кружить голову, в то время как она должна оставаться холодной.
К осознанию огромной конкуренции добавим личную ответственность. Из–за государственной политики в отношении рождаемости многие китайцы оказались единственными внуками у бабушек и дедушек с обеих сторон, так что шесть пар глаз, включая родительские, смотрят на продолжателя рода с надеждой. Вкладываются и ждут результата.
По факту все это — просто жизнь без иллюзий, которой многие, к сожалению, не знают. А в бизнесе один только реалистичный взгляд на ситуацию и собственный товар может дать больше, чем сотни учебников.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе «Блоги «ДП».