Минтранс подрежет. Авиаперевозчики поплатятся за непунктуальность

Автор фото: Антон Ваганов
Максим Соколов, министр транспорта, внедряет новые способы повышения дисциплины авиаперевозчиков, чтобы оправдать доверие президента РФ и вернуть себе полное служебное соответствие.

Минтранс предлагает ввести ограничения для авиакомпаний, часто задерживающих и отменяющих чартерные рейсы. Эксперты опасаются монополизации рынка.

Минтранс предлагает сократить число чартерных (нерегулярных) рейсов перевозчиков, которые в течение месяца задержали или отменили более 20% чартеров без каких–либо форс–мажорных причин вроде нелетной погоды. Об этом говорится в проекте поправок в административный регламент Росавиации.
"Если по вине перевозчика допущены многократные задержки вылетов, то на основании материалов, представленных Росавиацией, межведомственной комиссией по допуску путем открытого голосования принимается решение о внесении ограничений по частоте полетов в условия ранее выданного допуска на выполнение нерегулярных полетов", — уточняется в тексте проекта. В пояснительной записке отмечается, что реализация проекта должна помочь усовершенствовать процедуры оказания государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов.
Проблемой срыва чартерных рейсов министр транспорта Максим Соколов озаботился после выговора Владимира Путина. Глава государства заявил о неполном служебном соответствии министра на совещании с правительством в конце сентября. Тогда президент подверг жесткой критике действия правительства по ситуации вокруг авиакомпании "ВИМ–Авиа".
Эта авиакомпания регулярно не выполняла обязательства перед пассажирами, а в конце сентября заявила об отсутствии средств для продолжения работы и отменила чартерные рейсы. На тот момент билеты авиакомпании купили почти 200 тыс. человек, за рубежом находились почти 39 тыс. ее пассажиров. Общая кредиторская задолженность перевозчика составила около 10 млрд рублей. Следственный комитет РФ завел дело о намеренном банкротстве авиакомпании в середине октября.

Срочная замена

Побудительные причины инициативы Минтранса понятны: этим летом авиакомпании, набравшие много чартерных рейсов, часто не справлялись с их выполнением, не укладывались в график.
"Логично, что чиновники хотят урегулировать ситуацию. Но в документе Минтранса не описан механизм работы этой системы санкций, поэтому трудно предположить, какие последствия это будет иметь для рынка", — заявили в Северо–Западном региональном отделении Российского союза туристской индустрии.
По мнению экспертов союза, есть два варианта развития событий. Первый: Минтранс может в течение определенного времени, например месяца, собирать информацию о количестве задержек рейсов перевозчиками, а потом предоставлять эти данные туроператорам. И они будут решать, сотрудничать с той или иной авиакомпанией или нет.
Другой возможный вариант: Минтранс сам будет лишать авиакомпанию определенного количества чартерных рейсов. Тогда туроператоры могут оказаться в сложной ситуации: они уже продали турпакеты с чартерами, и теперь срочно придется искать замену проштрафившимся авиаперевозчикам.
"Непонятно, какой цели чиновники пытаются добиться этой инициативой. Если речь идет о том, чтобы дисциплинировать авиаперевозки, то нужно разобраться, по чьей вине задерживаются рейсы. И виновник — далеко не всегда авиакомпании", — замечает Римма Бутакова, директор по вопросам перевозок компании "Матрешка–тур". В любом случае, если будут введены санкции для авиаперевозчиков, это может привести к сокращению их числа. "У нас и так за последнее время ушли несколько крупных перевозчиков: "Трансаэро", "ВИМ–Авиа". Если рынок и дальше будет монополизироваться, неизбежен рост цен на авиаперевозки и турпродукты. Вопрос решать, конечно, надо, но так, чтобы не пострадал потребитель", — резюмирует Римма Бутакова.
Я думаю, что предложения Минтранса хорошо отразятся на туристическом рынке, так как эта инициатива направлена на повышение дисциплины авиаперевозчиков. Туристические компании, если есть возможность, предпочитают работать с регулярными рейсами — они более четко придерживаются расписания полетов. Работа с чартерами в этом смысле — всегда достаточно большой риск. Особенно когда рейсы стыкуются. Если случается задержка рейса, у клиентов остается неприятный осадок от работы с туроператором. Ведь клиент работает именно с ним, и туроператор в конечном счете отвечает за качество услуги.
Анна Трубицына
Генеральный Директор И Совладелица Компании Commodore