Как отстоять бренд в конкурентной борьбе

На стадии становления бизнеса предприниматели редко думают о защите прав и их регистрации. Задач хватает и без этого. Однако спустя некоторое время ваш бренд может оказаться под угрозой из–за недобросовестных действий конкурентов, партнеров или даже наемных работников либо патентных троллей, которые ваш бренд зарегистрируют на себя, и вам придется собственное имя либо выкупать, либо аннулировать и тратить на это силы, время и немалые средства.

Дмитрий Марканов, партнер и руководитель отдела товарных знаков и практики разрешения споров PATENTUS:
В нашей практике есть много примеров, когда люди регистрируют даже не свой товарный знак, а знак конкурента и потом предъявляют претензии. Например, мебельная фабрика "АРИДА" работала на рынке 6 лет и столкнулась с тем, что ее товарный знак был зарегистрирован на третье лицо, связанное с конкурентом. Нам пришлось предпринять целый ряд действий, чтобы этот знак аннулировать и зарегистрировать на себя. Другой пример, тоже из мебельной отрасли. Один производитель мебели (сейчас это дело нами ведется, поэтому компанию не называем) начал активно патентовать в качестве промышленных образцов продукцию своего конкурента, а получив эти патенты — активно предъявлять претензии с требованием остановить продажу мебели. И сейчас пострадавшая сторона вынуждена вести более пяти судебных процессов, чтобы доказать право на продажу своей мебели. Поэтому, когда вы выбираете то или иное обозначение и решаете его раскручивать, проверьте, не является ли оно чужим брендом, что случается нередко: в год на регистрацию подается около 45 тыс. заявок на новые знаки. Поэтому проверьте не только в зарегистрированных товарных знаках, но и в базе заявок, поданных на регистрацию.
Когда вы убедились, что обозначение свободно, подавайте заявку на товарный знак. И только после этого начинайте бренд раскручивать. Регистрация занимает сейчас 8–10 месяцев — это как раз тот срок, за который вы приобретаете узнаваемость на рынке.
Еще один важный момент. Когда в компании несколько учредителей, при разделе можно поделить практически все, но товарный знак не разрежешь на части, как и патент. Поэтому на этапе организации бизнеса определитесь, как вы будете из него выходить, как будут приниматься решения в отношении товарного знака и патентов. Если же вы уже работаете на рынке, но вовремя не озаботились данной проблемой, механизм тот же: проверить по базе и подать заявку. Если окажется, что ваш бренд принадлежит другому лицу, есть несколько вариантов решения. Если он зарегистрирован законно, никаких недобросовестных моментов в поведении правообладателя не было и он заинтересован в праве на товарный знак, в этом случае стороны могут прийти к соглашению о покупке этого бренда. Цены разнятся. В нашей практике мы продавали товарные знаки и за 30 тыс., и за 7,5 млн рублей.
Главное — не забивать на эту проблему. Рано или поздно правообладатель предъявит претензии. Но если раньше ему нужно было доказывать убытки, которые он понес, и суд определял возмещение, исходя из упущенной выгоды, то теперь есть возможность заявить о взыскании компенсации, которая может исчисляться десятками, а то и сотнями миллионов рублей.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе « Блоги «ДП ».