Вслед за отелями паспорта безопасности должны получить все торговые объекты: от ларьков до крупных комплексов. Так власти хотят регламентировать угрозу терроризма.
В то время пока в Петербурге бушевали страсти вокруг сентябрьского решения Смольного по требованию комитета по законности и правопорядку отодвинуть от станций метро на 100 м торговые объекты, включая цветочные и газетные ларьки, а также театральные кассы, в Москве готовилось постановление правительства, которое предписывает всем торговым объектам страны получить соответствующую категорию безопасности своего объекта, а также паспорт безопасности. На все это отведено 30 дней. Про то, что необходимо убрать всю торговлю именно от станций метро, в постановлении нет ни слова.
Комиссия безопасности
Постановление правительства РФ № 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов" подписано 19 октября. Руководители и владельцы всех торговых предприятий должны в течение 30 дней создать комиссию и совместными усилиями составить паспорт безопасности объекта. "Это очередное постановление на тему антитеррористической безопасности, — комментирует Сергей Груздь, глава ассоциации "Безопасность отелей", — во многом требования по безопасности к торговым объектам схожи с требованиями к гостиницам". Отличаются требования, по словам специалиста, тем, что в постановлении больше внимания уделяется антитеррористической комиссии, в нее должны войти не только представители территориальных органов ФСБ и Росгвардии, но и МВД и Гражданской обороны. "Но в целом все основано на инженерном подходе к безопасности, — говорит эксперт, — техническом укреплении объекта, а также информационном обмене с органами власти".
Все торговые объекты разбиваются на три категории в зависимости от рисков. В частности, к первой категории относятся торговые объекты, на которых в результате совершения террористического акта прогнозируемое количество пострадавших может составить более 1000 человек и максимальный материальный ущерб — более 50 млн рублей.
Метро в зоне внимания
Именно такие торговые объекты находятся у станций метро, но, по мнению предпринимателей, чтобы одновременно у павильона могли собраться 1000 человек — это вряд ли. "У меня большой павильон, торгующий пирогами, расположен у метро "Международная", — говорит предприниматель Юрий Рагулин, — одномоментно возле него могут проходить 10–15 человек, не более. Тысяча никак не соберется. Значит, и требования к нам должны быть мягче".
Ашот Эфендиев, глава компании "Монолит", владеющей несколькими торговыми объектами, рассказывает о том, что никто, в том числе в малом бизнесе, не против укрепления безопасности торговых объектов.
"У меня все объекты уже оснащены камерами видеонаблюдения, — говорит Ашот Эфендиев, — и если бы вы знали, сколько раз я помогал полиции: все время требуются видеокадры с моих камер наблюдения, когда рядом что–то происходит". Но в Петербурге, полагает Ашот Эфендиев, с очисткой территорий у метро совсем другая история. "Эти 100 м, на которые отодвинут ларьки, используют как плацдарм для новой торговой структуры. Участки подготовят для торгов, и их выиграет оператор, который и заполнит пространство возле метро новыми торговыми объектами. У нас же избирательный подход к безопасности, — продолжает Ашот Эфендиев, — те, кто торгует в самом метро, например, не представляют никакой террористической угрозы. А те, кто рядом, — уже угроза".