00:2401 ноября 201700:24
1852просмотров
00:2401 ноября 2017
Октябрьская железная дорога сдала в субаренду городскую землю недалеко от центра по ставкам, которые оказались почти втрое ниже рыночных.
Как стало известно "ДП", Октябрьская железная дорога (ОЖД, филиал ОАО "РЖД") в июле 2016 года от имени ОАО "РЖД" заключила договор субаренды с ООО "Авилон" Дмитрия Лилякова на участок полосы отвода железной дороги площадью 1233 м2, расположенный на пересечении Боровой ул. и Лиговского пр. (копии документов есть в распоряжении редакции).
Принадлежащая городу земля передавалась арендатором (РЖД) в субаренду под склад. При осмотре полосы отвода в августе 2017 года сотрудники ОЖД выявили нарушения: на территории возведены торговые павильоны, а площади в них снимают интернет–ретейлеры для организации пунктов выдачи товаров.
"По договору компания не могла возводить некапитальные сооружения и организовывать торговлю на этом участке. Участок предназначен только для размещения объектов транспорта", — поясняет собеседник "ДП", близкий к Росимуществу.
РЖД и амбициозный малый бизнес
Несмотря на предписания Росимущества устранить нарушения, ООО "Авилон" продолжает работать.
Связаться с Дмитрием Лиляковым для уточнения его позиции не удалось, а в своем обращении к начальнику ОЖД Владимиру Голоскокову глава "Авилона" просит поддержки РЖД в реализации амбициозного проекта — создании единого городского складского и логистического комплекса по выдаче товаров, приобретенных через интернет–магазины, что будет соответствовать государственной политике в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
"Видимо, это обстоятельство вынудило менеджеров ОЖД не настаивать на устранении нарушений или изменении условий субаренды. К тому же эта сделка для РЖД экономически невыгодна", — полагает собеседник "ДП".
Эффективность
Ставка субаренды за участок — 60 тыс. рублей в месяц, что почти втрое ниже среднерыночного уровня арендных ставок на землю в этом районе. "Ориентировочно рыночная ставка составляет 150 рублей за 1 м2 в месяц", — констатирует Михаил Тюнин, заместитель гендиректора Knight Frank St. Petersburg.
Андрей Косарев, гендиректор петербургского филиала Colliers International, отмечает, что спрос на землю под склады в этом районе достаточно высок, а ставка может достигать 300 рублей за 1 м2. То есть диапазон рыночных ставок — 185–370 тыс. рублей.
"Рентный доход "Авилона" в несколько раз превышают расходы по субаренде", — уточняет собеседник "ДП".
О сделках по аренде земли сомнительной эффективности "ДП" писал и ранее. Ярчайший пример — передача пяти петербургских вокзалов бизнесмену Дмитрию Михальченко. По версии источника в РЖД, монополия может получать от компаний Михальченко 150–180 млн рублей в год. А рентный доход управляющих компаний Михальченко от вокзалов, судя по всему, превышает 1 млрд рублей.
"Не удивляюсь, подобная практика, на первый взгляд, неэффективных сделок достаточно распространена для компаний с госучастием. И если присмотреться внимательнее, то всегда можно обнаружить лиц, для которых подобные схемы окажутся весьма эффективными", — отметил один из участников рынка. В ОЖД на запрос "ДП" не ответили, как и в Росимуществе.