Расцвет в преддверии спада

Петербург буквально расцвел накануне кризисного года: в городе открылись сразу несколько заводов, а девелоперы и все новые заведения общепита один за другим вступали в игру за обладание долями на еще не перенасыщенных рынках.

Уже охвативший США и наступавший на пятки европейским странам финансовый кризис в 2007 году еще не докатился до России, хотя тревожное дыхание спада уже начинало чувствоваться. Так, еще в сентябре занимавший на тот момент пост главы Минэкономразвития Герман Греф обещал улучшить экономический прогноз, а в октябре в ведомстве сообщили, что мировой кризис непременно скажется и на российской экономике. В Петербурге же весь предшествовавший кризису год бизнес ощущал скорее подъем, активно развивались промышленность и сфера общественного питания, а на строительном рынке один за другим появлялись новые игроки.

Подпитка рынка

Рынок общепита, оправившись от кризиса конца 1990–х, продолжал насыщаться сетевыми заведениями. Начало и середина 2000–х ознаменовались бумом развития этого формата. К 2007 году на петербургском рынке уже появились "Евразия" и "Две палочки", несколько ресторанов McDonalds и Pizza Hut.
Генеральный директор холдинга AmRest в России Владислав Иванов рассказывает, что рынок в тот период, можно сказать, был свободен и конкуренции на нем фактически не ощущалось. Действительно, в 2007 году объем ресторанного рынка Петербурга не достигал и 30 млрд рублей (вдвое меньше, чем объем рынка в этом сегменте 10 лет спустя). Тем не менее кафе и рестораны быстрого обслуживания активно захватывали город. Рынок фастфуда рос на 20–25% в год, и к 2007–му удельный вес заведений такого формата среди других кафе и ресторанов составлял уже около 35%.
Существовавшая на тот момент уже почти 10 лет петербургская сеть кофеен "Идеальная чашка" в 2007 году с подачи выкупившего 85% ее акций инвестфонда Trigon Capital начала экспансию в регионы.

Большая стройка

В начале 2007 года Петербург покинул один из крупных европейских девелоперов — шведская Skanska. О его проблемах начали говорить еще в 2005 году, но тогда застройщик отрицал намерение покинуть российский рынок. Другие девелоперы чувствовали себя значительно лучше, например, еще один скандинавский концерн — финский Lemminkainen взялся за расширение своего присутствия в Петербурге. Его дочернее предприятие занялось жильем, приобретя участок в Обухово для возведения 17–этажного дома.
Кроме того, в этот год на петербургский рынок строительства и девелопмента вышли множество новых игроков — среди них "Докландс Девелопмент", "Кивеннапа" и "СТАРТ Девелопмент".

Зачаток початка

Из всех реализуемых проектов наибольшее внимание общественности привлек к себе, конечно же, деловой квартал "Охта Центр", который до марта 2007 года был известен как "Газпром–сити". Возвести деловой квартал планировалось в Красногвардейском районе, в муниципальном округе "Малая Охта", а его архитектурной доминантой должен был стать небоскреб высотой 396 м. Именно вокруг этого здания, в народе получившего прозвище "кукурузина", и возникли самые ожесточенные споры.
В июне уточненный проект "Охта Центра" был рассмотрен и одобрен Градостроительным советом Петербурга. Тем временем многие жители города, а также общественные организации настаивали на том, что небоскреб не лучшим образом повлияет на облик города. Летом того же года против строительства "кукурузины" было собрано более 10 тыс. подписей, а в городском суде прошли первые слушания по признанию законности возведения делового квартала. Активисты Движения гражданских инициатив настаивали на том, что строительство "Охта Центра" нарушает права граждан на информацию и обсуждение вопросов общественной жизни. В сентябре в городе прошел марш противников возведения "Охта Центра".

Остается выбирать

Помимо маршей в защиту неприкосновенности городской панорамы у петербуржцев в 2007 году был и другой шанс проявить свою гражданскую позицию. В марте в городе прошли выборы в Законодательное собрание, затраты на которые стали самыми высокими по России — было потрачено 180,5 млн рублей. Однако, несмотря на финансовые вливания, такого же бурного интереса, как к борьбе с небоскребами, к выбору депутатов горожане не проявили. Они продемонстрировали в тот год самую низкую явку во всей стране.
Уже в следующем году петербуржцам, как и жителям остальных российских городов, предстояло сделать еще более ответственный выбор, проголосовав за президента РФ. Уже к декабрю действующий глава государства определился с тем, кого бы он хотел видеть на своем месте, поддержав кандидатуру тогдашнего премьер–министра Дмитрия Медведева.

Время производить

Предшествовавший кризисному 2008–му год стал крайне насыщенным и для петербургской промышленности. В городе активно строились и начинали работу новые предприятия. Так, в июне в Стрельне начал работу первый в России завод по производству холодильников концерна Bosch — Siemens. А к концу года торжественно, в присутствии Владимира Путина с конвейера нового завода "Тойота Мотор Корпорэйшн" сошел первый автомобиль.
В том же году Валентина Матвиенко и генеральный директор ОАО "Климов" Александр Ватагин подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, предусматривающее создание в городе крупного авиатехнопарка, который будет выпускать двигатели для всего вертолетного парка России, а также экспортную продукцию.