На пути к тучным нулевым

В преддверии 300–летия жизнь в Петербурге была на подъеме. Промышленность выросла на 134%, открылись заводы, город грезил большими проектами вроде КАД. Да и в политике еще были яркие личности.

Сейчас в это, наверное, трудно поверить, но 15 лет назад российские власти активно сотрудничали с "западными партнерами". Большие иностранные банки кредитовали крупные петербургские инвестпроекты, а президент Путин вместе с Джорджем Бушем смотрели "Щелкунчика" в Мариинском театре. Кажется, правительство Петербурга ограничилось только подготовкой к празднованию 300–летия Петербурга в 2003 году — даже лампочки в городских школах менялись за иностранный счет.

Региональный лидер

Темпы экономического роста в Петербурге в 2002 году опережали общероссийские. Это закономерно привлекало крупные международные и российские бренды. Тогда на петербургский рынок вышла московская сеть по продаже мобильных телефонов "Связной", началось строительство первого магазина немецкой сети METRO Cash and Carry, открылся первый "О’Кей".
Промышленное производство по итогам года выросло на 134%. В Петербурге открылся завод по производству стройматериалов финской компании "Раутаруукки", сборочное производство автобусов шведской компании "Скания". Неподалеку от Петербурга, во Всеволожске, открылся завод Ford Sollers.
Вероятно, чтобы усилия от подготовки к 300–летию города не пропали даром, городские власти решили сделать упор на развитие туризма. В отрасль в 2002–2005 годах планировали вложить 120 млн рублей, чтобы к 2005 году увеличить количество иностранных туристов до 5 млн человек. Показатель не достигнут до сих пор.

Политические тяжеловесы

Владимир Путин в 2002 году перешагнул первую половину своего первого президентского срока. Семья бывшего американского президента Джорджа Буша и российский лидер с бывшей женой наслаждались белыми ночами: гуляли по городу, ходили в Эрмитаж, Русский музей и Мариинский театр. Кроме того, Буш и Путин выступили перед студентами в СПбГУ, где президент России посетовал на, видимо, вечную проблему утечки мозгов.
В декабре состоялись очередные выборы в Законодательное собрание. В состав III созыва с большим отрывом от конкурента прошел бывший помощник Анатолия Собчака Юрий Шутов, который на момент избрания находился под арестом в Крестах. Депутатский мандат ему вручили там же — больше такого в петербургской политике не было. Суд над депутатом по обвинению его и еще нескольких людей в заказных убийствах длился до 2006 года — в итоге его признали виновным и приговорили к пожизненному заключению.
Кстати, в июле 2002 года Валентина Матвиенко публично заявила, что не будет баллотироваться на пост губернатора Петербурга. Через год она изменит решение и победит на выборах.

Скульптурная лихорадка

В 2002 году город ожидаемо готовился к празднованию своего 300–летия и погрузился в масштабные реставрации. Работы проходили более чем на 220 объектах. Полностью были отремонтированы все "открыточные" виды города: Невский проспект и окрестности, Строгановский, Мариинский, Юсуповский дворцы, самые популярные у туристов набережные (Смольная, Аптекарская), Троицкий, Львиный и Аничков мосты. Тогда же началось восстановление Дворцовой площади — подряд на 410 млн рублей получило ПО "Возрождение".
Кроме того, в городе планировались новые памятники — их хотели установить городские власти, компании, частные лица и государства. Свои "памятные подарки" городу предлагали разные страны: Белоруссия — своего национального поэта Якуба Коласа, Казахстан — поэта Джамбула, а США — Джорджа Вашингтона. В 2002 году Альфа–Банк вместе с городской администрацией составил список выдающихся людей, имеющих отношение к Петербургу, чьи имена на тот момент не были увековечены. В него вошли Анна Ахматова, Сергей Довлатов, Андрей Сахаров, Иосиф Бродский и многие другие.

Помощь заграницы

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) 15 лет назад активно кредитовал главные инфраструктурные проекты города.
К примеру, банк выдал Росавтодору кредит на $425 млн для строительства кольцевой автодороги (КАД). Как тогда заявляли в российском ведомстве, этих денег должно было хватить, чтобы к 2005 году построить 42 км трассы.
Для сравнения: в российском бюджете на эту стройку было предусмотрено только 6 млрд рублей.
Еще об одном займе, на $245 млн, российское правительство договорилось с ЕБРР для строительства петербургской дамбы. Проект курировало Министерство экономического развития и торговли, которое в то время возглавлял Герман Греф. Общая стоимость дамбы, по его же оценкам, составляла $418 млн.
Также в строительство дамбы планировали вложиться Nordic Bank и European Investment Bank, каждый из которых предоставит кредиты в размере $40 млн. Оставшиеся же $87,5 млн выделили из федерального бюджета.
Под конец 2002 года городской комитет финансов занял $15 у английского банка HSBC и американского US EXIM — деньги пошли на замену школьных светильников. Американская корпорация Energy Smart установила в 450 школах Петербурга 362 тыс. энергосберегающих ламп.
Сложно сказать, было ли легче в 2002 году, чем сейчас. В нашей стране просто не бывает. Но есть одно важное отличие: юридическая база еще не была разработана, поэтому часто приходилось доверять слову. Сотрудничество держалось на устных договоренностях. Сейчас все регламентировано договорами, которые постоянно пытаются переписать или оспорить. Старого отношения к слову очень не хватает: бумажки все составлены правильно, но за слова стали отвечать меньше. Не сказал бы, что в 2002 году экономика была на особом подъеме: мы медленно отходили от шока 1998 года. Но было проще выйти на рынок — заказчики еще платили аванс, и лицензию получить было легче.
Владимир Ласков
генеральный директор ООО "Высотно–строительная компания"
В 2002 году IT–индустрия в России только зарождалась — в то время как, например, в США уже существовали такие монстры, как Amazon, Microsoft, Oracle и прочие. Мы ориентировались в первую очередь на удовлетворение спроса и потребностей средних компаний, пробовавших начать свое развитие за счет присутствия в Интернете. Аналогичной стратегии мы придерживаемся и в настоящее время. Проще было вести бизнес как раз в 2002–2006 годах, когда почти любой эксперимент заканчивался успехом за счет невысокой конкуренции. Сейчас рынок услуг, предлагаемых через Интернет, настолько перенасыщен, что для того, чтобы выделиться на фоне общих предложений, необходимо приложить гораздо больше усилий и знаний, чем это требовалось ранее.
Михаил Афанасенков
CEO "Эводизайн"
За прошедшие 15 лет операторский рынок значительно изменился. Теперь наличие в управлении достаточного количества вагонов уже не является условием востребованность того или иного игрока на рынке. Сегодня помимо вагона важно предлагать сервис, опережающий предложения конкурентов по качеству логистики и сокращению затрат. Мы высоко ценим оказанное нам доверие, продолжаем работать в направлении развития спектра логистических услуг.
Дмитрий Нечаев
генеральный директор АО "Нефтетранспорт"